Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Борьба с коррупцией

Прокуратура выявила нарушения жилищного, земельного и антикоррупционного законодательства в деятельности администрации г. Курска

Прокуратура г. Курска выявила в деятельности должностных лиц городской администрации нарушения законодательства при использовании средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Установлено, что в ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01 июня 2013 года из 92 многоквартирных домов, признанных аварийными, снесено лишь 44 дома, то есть менее 50 % домов, запланированных к сносу.

Бездействие органов местного самоуправления г. Курска при реализации указанной программы может повлечь приостановление финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города и иных муниципальных образований Курской области.

Кроме того, в ходе проверки в деятельности Администрации города Курска выявлены грубые нарушения антикоррупционного законодательства.

Постановлениями администрации города и области определено, что признанные аварийными дома подлежат сносу с последующим использованием земельных участков под строительство новых объектов капитального строительства.

Вместе с тем, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и вышеуказанных постановлений двумя другими постановлениями Администрации города Курска утверждены решения о переводе жилых помещений в нежилые, согласованы перепланировка и переустройство 23 многоквартирных домов, ранее признанных ветхими и аварийными.

Как показала проверка, указанные многоквартирные дома были признаны аварийными и подлежащими сносу. Документов, подтверждающих их соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим, а также требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах, не имеется. В связи с этим указанные объекты не могли быть использованы в качестве нежилых помещений.

Вместе с тем, комиссия, членами которой являются должностные лица структурных подразделений Администрации города Курска, приняла работы по переводу помещений в аварийных домах в нежилые помещения. При этом работы по переустройству и перепланировке жилых помещений в нежилые в действительности не произведены.

На момент проверки Администрация города не зарегистрировала право собственности на ряд домов, либо зарегистрировала его как на многоквартирные жилые дома.

Следовательно, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска не имел законных оснований для распоряжения указанным имуществом как объектами нежилого фонда.

В то же время в нарушение гражданского законодательства комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска заключил договоры аренды помещений муниципального нежилого фонда в домах, ранее признанных аварийными. В последующем Земельный комитет города Курска заключил договоры аренды земельных участков с рядом указанных арендаторов.

Кроме того, Земельный кодекс РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков, предусматривающий проведение торгов.

Закрепленный законодательством порядок предоставления земельных участков обеспечивает равный доступ граждан и организаций к объектам муниципальной собственности и служит источником доходов местного бюджета.

Вместе с тем, как показала прокурорская проверка,Администрация города Курска распорядилась земельными участками, на которых расположены дома, признанные аварийными, минуя процедуру торгов, что нарушило интересы муниципального образования «город Курск» и жителей  г. Курска в целом.

Предоставление земельных участков осуществлялось конкретным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам по усмотрению должностных лиц органов местного самоуправления, что создало преимущество этим хозяйствующим субъектам и физическим лицам.

Заключение договоров аренды на земельные участки без проведения торгов влечет устранение конкуренции, так как ограничивает количество лиц, желающих получить земельные участки и право осуществления экономической либо иных видов деятельности, противоречит требованиям Федерального закона «О защите конкуренции», а также свидетельствует о коррупционных проявлениях.

Действия Администрации города Курска не способствуют пополнению доходной части бюджета города и могут повлечь за собой выбытие земельных участков из муниципальной собственности.

В связи с выявленными нарушениями прокурор г. Курска внес в адрес Главы Администрации города Курска представление с требованием устранить нарушения закона, принять меры к отмене незаконных постановлений и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в настоящее время следственные органы рассматривают вопрос о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий должностными лицами Администрации города Курска.