Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Борьба с коррупцией

Прокуратурой Курской области приняты меры по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции

Органами прокуратуры Курской области обобщена практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции за период 2008 года.
При проведении проверок прокурорами выявлено около 2 тысяч нарушений законов о государственной гражданской и муниципальной службе и противодействии коррупции, что в два раза выше аналогичного периода 2007 года.
Наибольшее количество нарушений допускалось органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные, налоговые и земельные правоотношения, вопросы прохождения муниципальной службы, а также в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В ряде муниципальных образований области при определении порядка распоряжения муниципальной собственностью администрации сельсоветов необоснованно наделялись полномочиями представительных органов, не все нормативные правовые акты предусматривали конкурсные процедуры при принятии решений о передаче муниципального имущества в аренду.
Прокурорскими проверками выявлены нормативные правовые акты, устанавливающие незаконные выплаты главам муниципальных образований и муниципальным служащим при выходе на пенсию за выслугу лет, при неизбрании на новый срок полномочий, иные надбавки к денежному содержанию.
В нарушение действующего законодательства многие муниципальные акты регламентировали порядок предоставления дополнительных документов молодыми семьями, желающими получить субсидии на приобретение жилья в рамках федеральной программы «Жилище», и лицами, приобретающими земельные участки для жилищного строительства. Подобные правовые акты нарушают права граждан и создают почву для поборов и мздоимства.
В ходе проверки установлено, что ряд нормативных правовых актов администрации области также содержали положения, предоставляющие чиновникам возможность их толкования по своему усмотрению. По представлению прокуратуры области 17 указанных нормативных актов приведены в соответствие с законом.
Всего в результате прокурорского вмешательства отменено либо приведено в соответствие с законом более 600 незаконных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, создающие предпосылки для коррупционных проявлений.
Так, прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в деятельности Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области.
Установлено, что в нарушение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в Управлении не создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, не соблюдался порядок проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих, должным образом не проводились проверки достоверности сведений, предоставляемых при приеме на службу.
Вместе с тем, имеют место факты несоблюдения отдельными служащими ограничений, связанных с прохождением службы.
К примеру, начальник одного из отделов не сообщил о находящихся у него в собственности акциях ОАО «Курская Энергосбытовая компания», его заместитель скрыл от представителя нанимателя, что является акционером АК «Якутскэнерго», руководитель другого отдела в справке о соблюдении ограничений не отразил, что имеет счет в ОАО «Курскпромбанк». Ведущим специалистом - экспертом не продекларирован полученный им от ООО «НТЦ Промышленная безопасность» доход в сумме 129600 рублей, а главным специалистом-экспертом не указан доход в размере свыше 74 тысяч рублей за оказание услуг различным организациям. Также недостоверные сведения о полученном в 2007году доходе предоставили еще 14 государственных служащих Управления.
Неисполнение государственными гражданскими служащими обязанности представления сведений о полученных доходах и об обязательствах имущественного характера лишает представителя нанимателя возможности в полной мере осуществлять контроль за соблюдением ими ограничений, связанных с прохождением государственной службы, что может способствовать коррупционным проявлениям.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность и получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц.
Однако, ряд государственных гражданских служащих Управления Ростехнадзора по Курской области указанные требования закона не соблюдали и оказывали по гражданско-правовым и трудовым договорам различные платные услуги, носящие, как правило, характер консультационных.
Кроме того, отдельным сотрудникам Управления оплачивалась деятельность, связанная с подготовкой и аттестацией специалистов на поднадзорных предприятиях, с последующим участием в их аттестации, что является завуалированной формой получения вознаграждения за выполнение государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей.
В силу ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В ходе проверки установлено, что в непосредственном подчинении заместителя начальника Управления Ростехнадзора по Курской находилась супруга его брата, принятая на должность начальника отдела государственной экологической экспертизы.
По итогам проверки прокуратурой области в адрес руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры к устранению выявленных нарушений закона, 15 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурором Центрального административного округа г.Курска установлено, что на отдельные должности Комитета по управлению имуществом г.Курска, Земельного комитета г.Курска были назначены лица, не имеющие необходимого стажа и образования.
В Рыльском районе допускались нарушения квалификационных требований при приеме на муниципальные должности муниципальной службы в администрациях Никольниковского и Щекинского сельсоветов. В настоящее время нарушения закона устранены, муниципальные служащие переведены на соответствующие их квалификации должности.
Прокурорами принимались меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного актами коррупции. По искам прокуроров с лиц, допустивших неправомерное расходование бюджетных средств, взыскано 412 тыс.рублей. Указанная сумма реально поступила в бюджет.
В 2008 году в области по инициативе прокуроров возбуждено 19 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении глав муниципальных образований, государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных учреждений.
Так, по материалам прокурорской проверки следственным управлением Следственного комитета прокуратуры РФ по Курской области возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении начальника Управления ФМС России по Курской области Евгения Сигарева и главного бухгалтера Маргариты Башкатовой, которые незаконно распорядились государственными бюджетными средствами в размере 2,8 млн. рублей. Следствием им предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.285 ч.1, 159 ч.4 УК РФ, а Евгению Сигареву, кроме того, по ст.286 ч.1 УК РФ, в качестве меры пресечения обоим избрано содержание под стражей.
Всего прокурорами в целях устранения выявленных нарушений принесено 329 протестов, внесено 331 представление, по результатам рассмотрения которых 146 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 20 лиц привлечено к административной ответственности, в суд направлено 303 заявления, 33 должностных лица предостережено о недопустимости нарушения закона.