Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Противодействие коррупции

Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

ИНФОРМАЦИЯ о реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

За 9 месяцев 2014 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 733 нормативных правовых акта органов государственной власти области, в 21 нормативном правовом акте, из которых 15 противоречили действующему законодательству, выявлено 38 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 11 протестов, внесено 4 представления, 1 требование, по результатам рассмотрения которых 3 нормативных правовых акта признаны утратившими силу, внесены изменения в 8 нормативных правовых актов. В остальные нормативные правовые акты готовятся необходимые изменения. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

В нормативных правовых актах органов государственной власти области выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, неполноте административных процедур, завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав, принятии нормативного правого акта за пределами компетенции.

Так, в Положении о проведении конкурса общественно полезных программ, представленных общественными объединениями на соискание областной государственной поддержки, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 02.07.2014 № 404-па,  содержались нормы, позволяющие должностным лицам по своему усмотрению принимать управленческие решения, т.е. широта дискреционных полномочий, а также имела место неполнота административных процедур.  

Пунктом 4.9 Положения предусматривалось, что конкурсная комиссия вправе провести проверку достоверности сведений, представленных общественными объединениями, подавшими заявку на конкурс проектов общественно полезных программ, представленных общественными объединениями на соискание областной государственной поддержки. При этом, в Положении не устанавливалось, в каких именно случаях комиссией будет принято решение о проведении проверки достоверности представленных общественным объединением сведений, а в каких – такая проверка проводится не будет.

Кроме того, Положением не регламентированы действия комиссии в случае установления факта недостоверных сведений.

Требование прокурора области от 08.08.2014 удовлетворено. В нормативный правовой акт подготовлены соответствующие изменения.

Коррупциогенные факторы преимущественно содержались в административных регламентах предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций.

Административный регламент Комитета социального обеспечения Курской области по оказанию государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», утвержденный приказом от 25.06.2012 № 75 (в редакции приказа от 06.06.2013 № 97), содержал завышенные требования к лицам, необходимые для реализации принадлежащего им права  (антикоррупционная экспертиза проведена после его внесения 18.06.2014  в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации).

Так, разделом  2.6 указанного административного регламента  к заявителям предъявлены требования представления отдельных документов, которые не предусмотрены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761(в редакции от 30.07.2014).

По результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 18.08.2014  разработан проект изменений в административный регламент.

За 9 месяцев 2014 года территориальными прокурорами изучено 9 054 нормативных правовых акта органов местного самоуправления, в 461 нормативном правовом акте, из которых 381 противоречил действующему законодательству, выявлено 597 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесен 271 протест,внесено 69 требований и 26 представлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 349 нормативных правовых актов. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, определении компетенции по формуле «вправе», выборочном изменении объема прав, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, неполноте административных процедур, завышении требований к лицу для реализации принадлежащего ему права, юридико-лингвистической неопределенности.

Большинство выявленных коррупциогенных факторов сопряжено с нарушениями норм федерального законодательства, в связи с чем в целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с законом и одновременного исключения из них коррупциогенных факторов применялась такая мера реагирования, как протест.

Так, пунктом 2.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением Администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района от 20.06.2014 № 62,  с превышением компетенции органов местного самоуправления были установлены основания для отказа в приеме документов, не предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации: несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, в документе присутствуют неоговоренные приписки и исправления, текст документа написан неразборчиво от руки или при помощи средств электронно-вычислительной техники, фамилия, имя и отчество заявителя, место жительства, телефон написаны не полностью.

По протесту прокурора Пристенского района от 22.07.2014 в нормативный правовой акт внесены изменения, коррупциогенный фактор исключен.

В Административном регламенте исполнения управлением муниципального жилищного контроля г. Курска муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории  муниципального образования «Город Курск», утвержденном постановлением Администрации         г. Курска от 11.04.2014 № 1330,  выявлен коррупциогенный фактор, выражающийся в неполноте административных процедур.

Так, в Административном регламенте не была предусмотрена такая административная процедура, как оформление результатов проверки, не установлены порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения муниципальной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения муниципальной функции, не определены положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением муниципальной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.

По результатам рассмотрения протеста прокурора г. Курска от 14.07.2014 в административный регламент внесены соответствующие изменения, коррупциогенный фактор исключен.

 В связи с выявлением в нормативных правовых актах органов местного самоуправления коррупционных рисков территориальными прокурорами вносились требования.

Так, пунктом 35 Порядка командирования муниципальных служащих муниципального района «Суджанский район», утвержденного постановлением Администрации Суджанского района от 23.06.2014 № 570, установлено, что с разрешения главы района могут выплачиваться в необходимых случаях отдельным муниципальным служащим в период их пребывания в краткосрочных служебных командировках на территориях иностранных государств безотчетные суммы в иностранной валюте на расходы протокольного характера. При этом, в порядке отсутствуют критерии принятия решений о выплате таких средств.

В целях исключения коррупциогенного фактора, выражающегося в широте дискреционных полномочий, прокурором Суджанского района 04.08.2014 внесено требование, по результатам рассмотрения которого в нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.

За 9 месяцев 2014 года в органы прокуратуры области поступило 1 заключение независимой антикоррупционной экспертизы, которое рассмотрено в прокуратуре г. Курска.

По результатам рассмотрения указанного заключения прокурором города в Администрацию г. Курска внесено представление, при подготовке которого частично учтены замечания независимого эксперта.

Так, при подготовке представления прокурором города учтены замечания, изложенные в заключении Курской Торгово-Промышленной палаты о выявленных коррупциогенных факторах в постановлении Администрации                          г. Курска от 17.02.2014 № 516 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации г. Курска от 12.04.2012 № 1036 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска», в части установления не предусмотренных законом (ст.ст. 3, 310, 450 ГК РФ) оснований досрочного прекращения  действия договора в одностороннем порядке, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного                     подп. «д» п. 3 Методики, выражающегося в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции.

Кроме того, прокуратурой города поддержана позиция Курской Торгово-Промышленной палаты о наличии коррупциогенного фактора, в пунктах 4.5-4.7 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного названным постановлением.

Так, п. 4.5 Положения установлено, что при желании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявления в земельный комитет города. К заявлению, в числе прочего, прилагаются копия договора на размещение нестационарного торгового объекта, предложения о заключении договора на размещение объекта на новый срок от департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г. Курска и комитета архитектуры и градостроительства                          г. Курска.

При этом, в соответствии в п. 4.6-4.7 Положения юридические лица и индивидуальные предприниматели предварительно самостоятельно обращаются в департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г. Курска и комитет архитектуры и градостроительства г. Курска для получения предложения о заключении договора  на новый срок.

Таким образом, к субъектам предпринимательской деятельности для реализации права предъявлены требования по представлению документов, подлежащих предоставлению уполномоченными органами местного самоуправления. Кроме того, названные нормы Положения понуждают заявителей трижды обращаться в органы местного самоуправления для реализации одного права.

Изложенное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «а» п. 4 Методики, выражающегося в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Курска от 25.07.2014 в целях исключения коррупциогенных факторов подготовлены изменения в постановление Администрации г. Курска.