Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

Прокуратурой Курской области приняты меры прокурорского реагирования по устранению нарушений бюджетного законодательства

Органами прокуратуры Курской области в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства выявлены многочисленные нарушения в деятельности участников бюджетного процесса, значительная часть которых допущена при принятии, утверждении и опубликовании бюджетов. Во многих муниципальных образованиях области нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетные правоотношения, не приведены в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, не во всех Положениях о бюджетном процессе определен порядок составления и сроки рассмотрения проектов местных бюджетов, сроки представления отчетов об исполнении бюджетов, порядок вступления в силу решений о бюджете. Не соблюдаются требования по порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи. В нарушение действующего законодательства бюджеты муниципальных образований сельских поселений составлены без учета прогноза социально-экономического развития территории на очередной финансовый год, в них отсутствуют основные характеристики и показатели, нарушается принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Допускаются случаи завышения нормативов отчислений в местный бюджет, неправильного определения видов доходов. Бюджеты ряда муниципальных образований не соответствуют бюджетной классификации. При их утверждении имеют место нарушения принципа самостоятельности бюджетов, установленного ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, бюджетом муниципального образования «Рышковский сельсовет» Железногорского района предусмотрено исполнение за счет средств местного бюджета обязательств по договорам, заключенным органами государственной власти области. Практически повсеместно при принятии бюджетов, внесении изменений и утверждении отчетов об их исполнении не соблюдается установленный законом принцип гласности бюджета. В силу ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В связи с этим, прокурорами районов внесено 152 представления об устранении нарушений закона, направлено в суд 24 заявления о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным. Органами местного самоуправления допускаются многочисленные нарушения в сфере регулирования налоговых правоотношений, в том числе, при установлении налоговых ставок, введении не предусмотренных законом налогов и сборов, предоставлении налоговых льгот. В ходе проверок выявлены незаконные решения представительных органов местного самоуправления, регламентирующие порядок привлечения заемных средств, кредитных ресурсов банков и других кредитных организаций, а также заимствования иных юридических лиц. Прокурорами Суджанского, Поныровского, Обоянского и других районов установлены факты нецелевого расходования средств местных бюджетов, в том числе, на оплату обучения муниципальных служащих в высших учебных заведениях, денежное поощрение должностных лиц администраций муниципальных образований, уплату наложенных на них административных штрафов и т.д. Не всегда по целевому назначению использовались средства местных бюджетов, предоставленных им в виде субвенций из областного бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Прокурорами районов в связи с выявленными нарушениями возбуждено 20 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.33 Закона Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области»(Нецелевое использование бюджетных средств Курской области). Сложившееся положение в определенной степени объясняется тем, что органами местного самоуправления не в полной мере исполняются требования федерального законодательства об обязательном финансовом контроле за операциями с бюджетными средствами и их целевым использованием. Не везде еще определены формы и порядок осуществления финансового контроля, а в ряде муниципальных образований области органы такого контроля вообще не созданы, либо их полномочия существенно ограничены. Прокурорскими проверками в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления выявлено значительное количество нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также при расходовании средств резервного фонда. Имеют место факты осуществления закупок для муниципальных нужд без конкурсов, а при их проведении нарушаются сроки опубликования извещений о проведении торгов и сроки рассмотрения котировочных заявок, конкурсная документация оформляется ненадлежащим образом. Вопреки требованиям действующего законодательства по результатам конкурса заключаются договоры, а не муниципальные контракты. В них отсутствуют существенные условия: сроки исполнения работ, общая стоимость договора, не устанавливается ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора. Многочисленные нарушения действующего законодательства при осуществлении государственных закупок для нужд Курской области установлены в Комитете строительства и стройиндустрии области, Комитете по управлению имуществом Курской области, Главном управлении МЧС России по Курской области и других подразделениях администрации области. По выявленным нарушениям прокуратурой области внесено представление в Правительство Курской области. Руководители Комитета по строительству и стройиндустрии области и Комитета промышленности и энергетики области привлечены к административной ответственности по ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд). Всего по результатам проверки бюджетного законодательства прокурорами выявлено 1930 нарушений закона, для устранения которых внесено 499 представлений. Кроме того, 63 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесен 251 протест, возбуждено 257 дел об административных правонарушениях, направлено в суд 264 заявления на сумму 463 тысяч рублей, по материалам проверок возбуждено 11 уголовных дел.