Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

В области завершена проверка исполнения законодательства, регламентирующего упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости

В Курской области значительное количество граждан, владеющих садовыми, огородными и дачными участками, не имеют актов государственной регистрации на свои объекты. Это лишает их права совершать сделки с такими объектами, в том числе, продавать, передавать по наследству. Неоформленную в собственность недвижимость и землю также трудно учитывать для целей налогообложения, сложно застраховать. Решить эту проблему призван Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторых законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», так называемый закон о «дачной амнистии», который вступил в силу с 1 сентября 2006 года. Вместе с тем, проверка показала, что в области исполнение указанного закона осуществляется слабыми темпами. Граждане проявляют недостаточную активность при реализации своих прав на оформление в упрощенном порядке отдельных объектов недвижимого имущества, что, в определенной степени, объясняется непониманием закона. Органы местного самоуправления, призванные оказывать содействие гражданам в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на них объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав, от этой работы практически самоустранились и бездействуют. За период действия закона в Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области поступило 2315 заявлений граждан на государственную регистрацию прав на земельные участки и созданные на них объекты недвижимого имущества. Заявления от администраций муниципальных образований в качестве уполномоченных лиц, выступающих по доверенностям граждан на оформление в упрощенном порядке их прав на земельные участки и отдельные объекты недвижимого имущества, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, не подавались. Учитывая специфику земельных правоотношений, а также тот факт, что частная собственность на землю является одним из основных гарантированных Конституцией РФ прав граждан, органы местного самоуправления должны осуществлять организацию и финансирование мероприятий, связанных с упрощенной процедурой регистрации прав на земельные участки и объектов недвижимого имущества, расположенных на них. Вместе с тем, бюджеты муниципальных образований области расходы на эти цели не предусматривают. По результатам проверки органами прокуратуры области в адрес глав муниципальных образований внесено 171 представление с требованием принять меры по выполнению возложенных на них задач, 112 указанных должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона. Законом Курской области от 11.04.2007 №34-ЗКО установлены предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельного участка, включающие подготовительные работы, составление технического задания, определение границ земельного участка на местности и их согласование, определение координат поворотных точек по границам земельного участка, определение площади земельного участка, изготовление карты (плана) земельного участка, согласование землеустроительной документации, формирование землеустроительного дела и описания земельного участка. Максимальные цены вышеуказанных работ установлены, исходя из функционального использования земельных участков. Так, на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства, максимальная цена установлена в размере 3000 рублей; индивидуального гаражного строительства - 2000 рублей; дачного хозяйства, огородничества, садоводства - в размере 2500 рублей; личного подсобного хозяйства - в размере 3000 рублей. Несмотря на законодательное регулирование цен в области землеустройства проверкой выявлены факты незаконного завышения платы за оказанные услуги хозяйствующими субъектами - землеустроительными организациями, выполнявшими работы по договорам с гражданами. Так, в Фатежском районе индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по межеванию земель, за формирование межевого дела с граждан взималась сумма, превышающая максимально установленный размер. Прокурором Фатежского района в отношении него в июле 2007года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 54 Закона Курской области от 04.01.2003 №1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» - умышленное невыполнение или нарушение положений законов Курской области. Прокурором Обоянского района в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 ч. 1 КоАП РФ - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги. Прокуратурой Рыльского района в ходе проверки выявлено, что приказом руководителя ООО «Геодезия плюс» помимо установленных расценок за выполнение услуг по межеванию в отношении земельных участков различного функционального использования, установлены расценки за консультационные услуги по оформлению этих участков, которые согласно Закону должны быть включены в предельную стоимость работ. Прокурором Рыльского района в указанной части незаконный приказ опротестован. Проверкой также установлены отдельные нарушения в деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области и Управления Роснедвижимости по Курской области, в том числе, касающиеся нарушения законодательства о государственной гражданской службе. Всего органами прокуратуры области по результатам указанной проверки в адрес руководителей контролирующих органов и регистрационной службы, глав муниципальных образований внесено 196 представлений об устранении нарушений закона, опротестовано 7 незаконных правовых акта, возбуждены 3 дела об административных правонарушениях, предостережено 112 лиц о недопустимости нарушения закона, возбуждены 3 уголовных дела.