Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

О практике прокурорского надзора за законностью областных и муниципальных нормативных актов

За 6 месяцев 2016 года органами прокуратуры Курской области дана оценка 454 региональным нормативным правовым актам и 9 149 нормативным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления.

Меры прокурорского реагирования приняты в отношении 1 679 нормативных актов, положения которых противоречили действующему законодательству.

Прокуратурой области в связи с выявленными в 23 областных нормативных правовых актах нарушениями федерального законодательства принесено 10 протестов на незаконные положения 10 областных нормативных актов, внесено 1 представление, в котором указано на необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством 13 областных нормативных правовых актов.

Проведенный прокуратурой области анализ положений областных нормативных актов, в отношении которых были приняты меры прокурорского реагирования, свидетельствует о том, что наиболее распространенными являлись нарушения федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления государственных услуг (17 региональных нормативных актов).

В результате принятых мер прокурорского реагирования в региональных нормативных актах устранены нарушения законодательства в сфере осуществления государственного контроля, жилищного законодательства, законодательства, регулирующего деятельность областной комиссии по делам несовершеннолетних.

Кроме того, прокуратурой принесен протест на отдельные положения Устава Курской области, определяющие перечень видов деятельности, которыми не может заниматься депутат Курской областной Думы, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, механизм исчисления срока полномочий Губернатора Курской области, перечень имущества, которое может находиться в собственности Курской области.

В результате принятых в текущем году мер прокурорского реагирования приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства 15 административных регламентов департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике области по предоставлению органами местного самоуправления Курской области государственных услуг по переданным полномочиям в сфере деятельности органов опеки и попечительства региона.

В первом полугодии 2016 года прокуратурой выявлено 2 региональных нормативных правовых акта, содержащих положения, нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности.

Так, административным регламентом по исполнению государственной услуги «Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения», утвержденным приказом департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, предусматривалось предоставление заявителями избыточных документов для получения государственной услуги.

По протесту прокуратуры области уполномоченным органом исполнительной власти региона проводится работа по внесению соответствующих изменений.

В целях надлежащей реализации прав инвалидов на обеспечение условий доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, органами прокуратуры области председателю комитета промышленности, транспорта и связи области, а также руководителям органов местного самоуправления объявлено 144 предостережения о своевременном внесении необходимых изменений и дополнений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

Прокурорами городского и районного звена в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством 1 679 муниципальных нормативных актов внесено 64 представления на незаконные положения 105 муниципальных нормативных актов, принесен 1 551 протест.

Следует отметить, что органами и должностными лицами местного самоуправления допускались нарушения бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства при регулировании отношений, связанных с оказанием муниципальных услуг, противодействием коррупции.

Так, в связи с изменениями бюджетного законодательства и бездействием органов местного самоуправления по самостоятельному внесению необходимых изменений, только по протестам и представлениям прокуроров более 500 муниципальных нормативных актов (положений о бюджетном процессе, порядков осуществления внутреннего муниципального финансового контроля) приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Поскольку органами местного самоуправления не было принято мер по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты, регулирующие отношения по осуществлению муниципального контроля, прокурорами городского и районного звена оспорено 212 нормативных правовых актов, содержащих положения, нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности.

Отдельное внимание органами прокуратуры Курской области уделялось исполнению законодательства при принятии нормативных правовых актов, регулирующих деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих.

В частности, по результатам проведенного мониторинга Положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, утвержденных постановлениями местных администраций сельских поселений Беловского района, установлены противоречащие федеральному законодательству положения в части определения полного перечня оснований проведения заседаний данных комиссий, порядка проведения заседаний и видов принимаемых комиссиями решений, порядка оформления выписки из решения комиссии.

По результатам рассмотрения 10 протестов прокурора Беловского района нарушения требований федерального законодательства в муниципальных нормативных актах устранены.

По аналогичным основаниям прокурорами Большесолдатского, Горшеченского, Касторенского, Кореневского, Льговского, Медвенского, Октябрьского, Поныровского, Советского районов оспорено 69 муниципальных нормативных актов, по результатам рассмотрения которых все муниципальные нормативные акты приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Отсутствие со стороны органов местного самоуправления мониторинга изменений федерального законодательства повлекло нарушения требований Налогового кодекса Российской Федерации в части установления ненадлежащего срока уплаты земельного налога.

В целях приведения муниципальных нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством, прокурорами Беловского, Железногорского, Кореневского, Курчатовского, Суджанского и Фатежского районов принесено 58 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.