Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

ИНФОРМАЦИЯ о реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

За 9 месяцев 2013 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 707 нормативных правовых актов органов государственной власти области, в 31 нормативном правовом акте, из которых 19 противоречили действующему законодательству, выявлено 65 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 7 протестов, внесено 7 представлений и 3 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования (включая внесенные в 2012 году) из 11 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные готовятся необходимые изменения. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (22), о государственной собственности (1), регламентирующих бюджетные правоотношения (1), в сфере лесного законодательства (1), о землепользовании (2), в сфере градостроительства (3), о лицензировании (1).

В нормативных правовых актах органов государственной власти области выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, определении компетенции по формуле «вправе», принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, неполноте административных процедур, завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, злоупотреблении правом заявителя, юридико-лингвистической неопределенности.

Так, пунктом 3 Порядка выплаты единовременного денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ и взрывных устройств, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10.06.2013 № 366-па, определен различный размер единовременного денежного вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим незаконно хранящееся оружие ограниченного поражения и оружие самообороны (2 000 руб. и 7 500 руб. за одну единицу соответственно).

При этом, согласно ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» оружие ограниченного поражения представляет собой один из видов оружия самообороны.

Таким образом, формулировка, содержащаяся в нормативном правовом акте, допускала возможность определения размера единовременного денежного вознаграждения в случае сдачи оружия самообороны в размере, установленном за сдачу оружия ограниченного поражения.

По результатам рассмотрения требования прокурора от 26.08.2013 об исключении коррупциогенного фактора, выражающегося в широте дискреционных полномочий, Администрацией Курской области разработан проект изменений в нормативный правовой акт, который проходит процедуру согласования.

За 9 месяцев 2013 года территориальными прокурорами изучено 7016 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в 625 нормативных правовых актах, из которых 536 противоречили действующему законодательству, выявлено 911 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 317 протестов, внесено 40 представлений и 43 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены  из 608 нормативных правовых актов. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (316), о муниципальной собственности (84), о муниципальной службе (37), о бюджете (33), в сфере водного законодательства (1), о землепользовании (106), о градостроительстве (29), о социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы (19).

Изучением нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, определении компетенции по формуле «вправе», принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, неполноте административных процедур, завышении требований к лицу для реализации принадлежащего ему права, злоупотреблении правом заявителя, юридико-лингвистической неопределенности.

Так, 10.07.2013 Собранием депутатов Уланковского сельсовета Суджанского района в нарушение требований ст. 157 ЖК РФ, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с превышением компетенции органов местного самоуправления принято решение, которым установлены нормативы и ставки оплаты услуги водоснабжения в 2013 году.

На указанный правовой акт прокурором Суджанского района принесен протест, по результатам рассмотрения которого решение отменено.

Административный регламент осуществления администрацией Катыринского сельсовета Октябрьского района муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Катыринского сельсовета» в нарушение требований постановления Администрации Курской области от 29.09.2011 № 473-па «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» не содержал сроков выполнения административных действий, положений об основаниях для начала процедуры досудебного обжалования и правах заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

На указанный административный регламент прокурором Октябрьского района внесено представление с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которое находится на рассмотрении.

За 9 месяцев 2013 года в органы прокуратуры области поступило 2 заключения о результатах независимой антикоррупционной экспертизы.

По результатам рассмотрения указанных заключений органами прокуратуры области внесено 1 представление и 1 требование об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов, при подготовке которых частично учтены замечания независимых экспертов.

Так, при подготовке представления прокуратурой области учтены замечания, изложенные в заключении Курской Торгово-Промышленной Палаты о выявленных коррупциогенных факторах в постановлении Администрации Курской области от 20.05.2013 № 316-па (в редакции постановления Администрации Курской области № 385-па от 20.06.2013)  «О Порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования маршрутной сети Курской области и Критериях конкурсного отбора перевозчиков» в части использования в нормативном правовом акте различных терминов, характеризующих требования к участникам конкурса -  «пункт для предрейсового и послерейсового медицинского осмотра» и «оборудованный медицинский кабинет для организации проведения проверки предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей», что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Кроме того, прокуратурой области поддержана позиция Курской Торгово-Промышленной палаты о наличии коррупциогенного фактора, выражающегося в неполноте административных процедур, ввиду того, что Порядком проведения конкурса не было предусмотрено размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Курской области в сети Интернет протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 29.08.2013 в целях исключения коррупциогенных факторов готовятся изменения в постановление Администрации Курской области от 20.05.2013 № 316-па.

 

 

Отдел по надзору за

исполнением законодательства

о противодействии коррупции