Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей Николаевич Прокурор Курской области

Новости прокуратуры

О состоянии законности в сфере защиты прав социально незащищенных граждан, нуждающихся в особой правовой охране

Прокуратурой Курской области подведены итоги надзорной деятельности по соблюдению законодательства, направленного на защиту прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан
В 2008 году и в первом квартале текущего года органами прокуратуры Курской области проведен ряд проверок исполнения законодательства о социальном обеспечении, защите прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан, в ходе которых установлены многочисленные нарушения в деятельности органов местного самоуправления, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения и других организаций различных форм собственности.
Прокурорскими проверками выявлены нарушения федерального законодательства о государственной социальной помощи в системе льготного лекарственного обеспечения граждан.
Так, рядом аптечных учреждений льготные рецепты не принимались на отсроченное обслуживание. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие данной обязанности в условиях заключенного государственного контракта. Кроме того, выбор аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств льготникам, осуществлялся без соблюдения процедур, установленных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В лечебно-профилактических учреждениях допускались факты отказа в выписке рецептов на лекарственные средства при их отсутствии в аптечном учреждении. Имели место нарушения при формировании заявок на лекарственные средства, не устанавливалась потребность в иглах инсулиновых, тест-полосках для определения содержания глюкозы в крови и других изделиях медицинского назначения, необходимых для постоянного использования отдельными категориями больных. В результате, указанные изделия в 2008 году не были включены в сводную заявку по Курской области и граждане покупали их самостоятельно.
Прокурорами Железнодорожного административного округа г. Курска, Пристенского, Рыльского, Щигровского районов установлены случаи, когда больные, находящиеся на стационарном лечении, вынуждены были за собственные средства приобретать лекарственные препараты, назначаемые лечащим врачом для прохождения курса лечения. Среди них – пенсионеры и инвалиды.
В Обоянском, Суджанском, Рыльском районах, Центральном и Сеймском административных округах г. Курска прокурорскими проверками выявлены нарушения нормативов обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
В связи с выявленными нарушениями в организации лекарственного обеспечения прокуратурой области внесено представление председателю комитета здравоохранения Курской области, которое рассмотрено и удовлетворено. В декабре 2008 года за счет поступившего из федерального бюджета трансферта были приобретены необходимые изделия медицинского назначения, а также дополнительные лекарственные средства для льготных категорий граждан.
В целях устранения нарушений Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 при организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, продуктами лечебного питания детей-инвалидов, прокуратурой области в январе 2009 года внесено представление в Правительство Курской области.
В результате его рассмотрения требования прокурора признаны обоснованными, комитету здравоохранения Курской области поручено принять меры по включению в государственный контракт обязательных условий, предусмотренных названным законом, в том числе по организации аптечными учреждениями отсроченного обслуживания, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства организацию лекарственного обеспечения.
Как показала проверка, учреждения социального обслуживания Железногорского, Льговского, Горшеченского и других районов осуществляли медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии), получению которых препятствует их слабая материально-техническая база. Отделения не в полном объеме обеспечены набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания доврачебной медицинской помощи.
В связи с этим, прокурорами внесены представления, по результатам рассмотрения которых руководители организаций приняли меры по устранению нарушений прав инвалидов.
В стационарных учреждениях социального обслуживания не всегда соблюдаются требования законодательства к условиям предоставления социальных услуг и их оплате.
Так, прокурором Курского района были выявлены факты несоблюдения требований действующего законодательства при заключении администрацией ГСУСОН «Букреевский психоневрологический интернат» с пациентами договоров о стационарном обслуживании. В некоторых случаях по условиям договоров с пациентов необоснованно удерживалось 75 % от получаемой пенсии, тогда как они имели право на бесплатное обслуживание, либо на частичную оплату оказываемых услуг.
В связи с выявленными нарушениями директору психоневрологического интерната внесено представление, в котором поставлен вопрос об изменении условий оплаты оказанных услуг и выплате инвалидам излишне уплаченных денежных средств.
Территориальные органы социальной защиты населения не всегда принимают участие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и рационального трудоустройства ветеранов. Органами местного самоуправления зачастую содействие в создании и развитии рабочих мест для инвалидов, ветеранов, а также специализированных предприятий и других форм занятости инвалидов не оказывается. Не везде созданы условия для предпринимательской деятельности инвалидов, не осуществляется организация и координация благотворительных мероприятий и торгового обслуживания ветеранов и граждан пожилого возраста.
В некоторых муниципальных образованиях органами местного самоуправления не используются полномочия в сфере обеспечения реабилитации и адаптации инвалидов в обществе, не в полной мере реализуется государственная политика по вопросам социального обеспечения, защиты прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан.
Так, в ряде районов и городов области не были приняты муниципальные Программы по социальной поддержке инвалидов, а имеющиеся Программы зачастую не соответствуют требованиям федерального законодательства. В частности, запланированные в них мероприятия не конкретизированы, объемы затрат и источники их финансирования не определены, не урегулированы вопросы контроля за реализацией программных мероприятий.
В области практически повсеместно состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур не обеспечивает свободный доступ к ним инвалидов, не удовлетворяет их потребность в беспрепятственном передвижении. Не везде имеется беспрепятственный доступ к учреждениям здравоохранения, многоквартирным домам, объектам культуры. Наиболее распространенными данные нарушения являются на объектах транспортной инфраструктуры.
Во многих муниципальных образованиях органами местного самоуправления и руководителями организаций различных организационно-правовых форм не соблюдаются требования закона о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.
По результатам проверки по постановлениям прокуроров 29 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ, внесено 67 представлений. В целях защиты прав инвалидов направлено в суд 58 исковых заявлений об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры (построить пандусы, поручни, установить расширенные дверные проемы). Внесенные акты прокурорского реагирования удовлетворены, практически сразу ответственные должностные лица приступили к обустройству объектов техническими средствами для доступа инвалидов.
Имеют место нарушения трудовых прав инвалидов. На ряде предприятий области рабочие места для трудоустройства инвалидов в рамках установленных квот не выделены, информация о численности работников и о наличии вакансий в ОГУЗ Центр занятости населения г. Курска не предоставляется, в связи с чем ущемляются права инвалидов на обеспечение равных возможностей наряду с другими гражданами в реализации трудовых, гражданских и иных прав. Не всегда соблюдаются требования законодательства в части создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами их реабилитации.
В ходе проверки установлены случаи несвоевременных выплат субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, среднедушевой доход семьи которых ниже расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что противоречит требованиям ст.169 Жилищного кодекса РФ.
Прокурором Сеймского административного округа г.Курска было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя ЖСК-47 «Север», которым не предоставлялась 50 – процентная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда.
Всего в 2008 году органами прокуратуры области в указанной сфере деятельности выявлено 1562 нарушения закона, для устранения которых внесено 294 представления, на незаконные правовые акты принесено 25 протестов, 54 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений закона, в интересах указанной категории граждан направлено в суды 112 исковых заявлений, возбуждено 118 дел об административном правонарушении.
В связи с актуальностью вопроса соблюдения требований пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей (в том числе с круглосуточным), прокуратурой области систематически проводятся проверки соблюдения условий проживания граждан в данных учреждениях, по выявленным нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования.
Так, в феврале 2009 года по заданию Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой области проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления и контролирующими органами законодательства о безопасности жизнедеятельности домов проживания граждан пожилого возраста, ветеранов, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, где содержатся дети-сироты, дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей.
На территории Курской области располагаются 22 образовательных учреждения с круглосуточным проживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8 общеобразовательных, 11 специальных (коррекционных) школ, 3 детских дома.
Кроме того, в области действуют 24 стационарных учреждения социального обслуживания с постоянным проживанием детей, пенсионеров, ветеранов и инвалидов, из них 6 домов-интернатов общего типа, 6 психоневрологических интернатов, 2 дома-интерната для умственно-отсталых детей, 3 отделения временного проживания при центрах социального обслуживания, 7 межрайонных центров социальной помощи семье и детям (с приютами).
В Курской области расположены 2 учреждения здравоохранения с постоянным проживанием в них граждан: ОГУЗ «Областной специализированный дом ребенка» и ГУЗ «Областной детский санаторий».
Все учреждения являются юридическими лицами, подведомственными комитету социального обеспечения, комитету образования и комитету здравоохранения Курской области. Учреждения финансируются за счет средств областного бюджета и других, не запрещенных законом средств. В ходе проверки объектов, не имеющих определенного правового статуса, не выявлено.
В результате принимаемых в области комплексных мер со стороны комитета социального обеспечения, органов государственного пожарного надзора, прокуратуры области в настоящее время все учреждения социального обслуживания и образования с круглосуточным пребыванием людей оборудованы системами пожарной сигнализации и оповещения, подключены к системе мониторинга противопожарного состояния с выводом сигнала на Центр управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по Курской области, оборудованы прямой телефонной связью.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой области совместно с сотрудниками госпожнадзора во всех учреждениях, подведомственных комитету социального обеспечения и комитету образования области, в 18 выявлены нарушения правил эксплуатации электропроводки, загромождение путей эвакуации посторонними предметами, недостаточный уровень знаний обслуживающего персонала по эксплуатации электроустановок и действиям во время пожара и т.д., в связи с чем органами государственного пожарного надзора возбуждено 28 дел об административных правонарушениях.
Так, в ГСУСОН «Беловский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» корпус для проживания детей не был укомплектован огнетушителями, обслуживающий персонал не в полном объеме обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания.
Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности выявлены в ГУСОН ССО «Железногорский межрайонный центр социальной помощи семье и детям», ОГУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения Касторенского района Курской области» и в других учреждениях.
Установлено, что шесть учреждений с постоянным проживанием граждан и два отделения временного проживания (Ширковский, Суджанский и Букреевский психоневрологические интернаты, Беловский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей и другие) расположены на значительном расстоянии от пожарных частей, что в случае пожара может создать угрозу наступления неблагоприятных последствий ввиду длительного времени следования пожарной бригады к месту пожара. В целях их предотвращения комитетом социального обеспечения Курской области приняты определенные меры: заключены договоры по профилактике пожарной безопасности с Курским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»; в учреждениях сформированы добровольные пожарные формирования из числа сотрудников и граждан, проживающих в непосредственной близости от учреждений.
Проверка показала, что ряд зданий, переданных в ведение стационарных учреждений, находятся в ветхом состоянии, из них 8 жилых: 6 корпусов Краснооктябрьского психоневрологического интерната Кореневского района, 2 здания Льговского межрайонного центра социальной помощи семье и детям.
В предаварийном состоянии находился учебный корпус Курского профессионального училища-интерната, подведомственного комитету социального обеспечения области. После прокурорского вмешательства воспитанники были переведены в другое помещение.
Кроме того, в 9 учреждениях с круглосуточным проживанием людей выявлены нарушения законодательства, предъявляемые к санитарно-техническому состоянию, в том числе, несоблюдение нормативов площади на одного проживающего, отсутствие надлежащего контроля за качеством воды, недостатки при организации питания проживающих.
В связи с выявленными нарушениями, касающимися неудовлетворительного технического состояния зданий, нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждениях социального типа и образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, прокуратурой области 03.03.2009 внесено представление Губернатору Курской области. 27.03.2009 представление рассмотрено на заседании Правительства Курской области с участием заместителя прокурора области. Комитету социального обеспечения Курской области совместно с областным комитетом строительства и стройиндустрии поручено разработать проект комплексного плана капитального ремонта (реконструкции) зданий (сооружений) стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным пребыванием людей на 2010-2012 годы. В настоящее время проводится работа по организации пожарных постов на территории муниципальных образований, непосредственно на базе учреждений, которые расположены на значительном удалении от пожарных частей.
Всего по результатам проведенной в феврале 2009 года проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в государственных учреждениях социального обслуживания населения органами прокуратуры внесено 28 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, по постановлениям прокуроров 4 должностных лица привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.
Надзор за соблюдением прав социально незащищенных граждан, нуждающихся в особой правовой охране, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры области.