12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В прокуратуре Курской области под председательством прокурора области Алексея Цуканова состоялось расширенное заседание коллегии, в котором приняли участие работники прокуратуры области, межгоррайпрокуроры.
Отмечено, что на территории Курской области функции государственного и муниципального контроля осуществляют 19 федеральных органов исполнительной власти, 18 региональных органов государственного контроля, 70 органов муниципального контроля.
Прокуратурой области уделяется внимание проверке законности правовых актов, формированию сводного плана проверок, соблюдению законодательства при осуществлении контрольных мероприятий, профилактической работе органов контроля с целью снижения административного давления на бизнес, создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Только после вмешательства прокуратуры области приведено в соответствие с федеральным законодательством 15 административных регламентов органов регионального государственного контроля. Принят административный регламент и начато исполнение государственной функции по контролю комитетом социального обеспечения Курской области.
Мерами прокурорского реагирования приведено в соответствие с требованиями законодательства свыше 100 незаконных нормативных правовых актов в области осуществления муниципального контроля, инициировано принятие нормативных актов по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Из проектов планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами исключены необоснованные контрольные мероприятия. Не допущено проведение 109 незаконных внеплановых проверок(35% от рассмотренных заявлений).
По результатам 465 надзорных мероприятий выявлено более 1100 нарушений закона, связанных с проведением проверок в отсутствие оснований, нарушением порядка осуществления мероприятий по контролю, ненадлежащей профилактической работы.
В связи с вынесением распоряжений о проведении незаконных проверок 6 руководителей органов контроля привлечены к административной ответственности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, остается не решенным ряд существенных проблем.
Требует серьезной прокурорской оценки бездействие органов местного самоуправления, не реализующих контрольные полномочия.
Отсутствие муниципального земельного контроля при реализации полномочий собственника муниципальной земли повлекли нарушения земельного законодательства, связанные с размещением нестационарных торговых объектов в пяти районах области. Не всегда принимаются меры, соразмерные выявленным нарушениям, а выдаваемые предписания не соответствуют требованиям законодательства, отсутствует должный контроль за их выполнением.
Игнорируется применение профилактических мер, направленных на защиту прав предпринимателей, впервые совершивших правонарушение, в виде замены административного наказания – штрафа на предупреждение.
Не в полной мере реализуются полномочия по выявлению преступлений, совершенных должностными лицами контролирующих органов в отношении предпринимателей. Допускаются нарушения, связанные с неполнотой или длительным проведением проверок.
Потребовалось вмешательство прокуратуры в связи с нарушениями при оформлении изъятия документов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
По результатам коллегии разработан комплекс мероприятий, направленных на усиление прокурорского надзора за исполнения законодательства о государственном и муниципальном контроле и за законностью проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности.