12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокурорскому надзору отводится важная роль в реализации государственной задачи по обеспечению развития предпринимательства, охране и защите прав предпринимателей.
В текущем году продолжилось взаимодействие с Общественной палатой Курской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Курской области.
Одним из приоритетных направлений данного вида прокурорского надзора являлась работа по надзору за законностью областных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
В истекшем периоде 2014 органами прокуратуры области выявлены нормативные правовые акты, содержащие незаконные нормы, которые нарушали права субъектов предпринимательской деятельности при регулировании процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществлении государственного и муниципального контроля, в том числе путем установления дополнительных административных процедур и избыточного контроля.
По протестам прокуроров незаконные акты приведены в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с принятыми прокуратурой мерами сократилось количество проводимых органами государственного контроля проверочных мероприятий. Количество плановых проверок на 2014 год сократилось примерно на четверть.
Наделение прокуроров полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок позволило существенно уменьшить административное давление на бизнес.
Выработанный алгоритм согласования внеплановых выездных проверок позволил не допустить проведение 92 незаконных проверок, что составило 42% от числа проверок, инициированных органами контроля по поступившим к ним обращениям (рассмотрено 219 заявлений). Распространенной причиной для отказа в согласовании внеплановых выездных проверок (80%) является отсутствие предусмотренных законодательством оснований для их проведения.
В 1 полугодии 2014 нарушения при реализации контрольно-надзорных полномочий выявлены в деятельности территориальных подразделений УНД ГУ МЧС России по Курской области, ГИБДД УМД России по Курской области, Управлении Роспотребнадзора по Курской области, Управлении Росреестра по Курской области, Управлении ветеринарии Курской области, Государственной жилищной инспекции Курской области, органах муниципального земельного контроля.
Так, проведение проверки без согласования с прокуратурой явилось основанием для привлечения должностного лица Управления ветеринарии Курской области к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
За проведение плановых проверок, не включенных в ежегодный сводный план, по постановлению прокурора Пристенского района привлечены к административной ответственности 3 должностных лиц органов местного самоуправления.
За не размещение планов проверок на 2014 на официальных сайтах по постановлениям Курчатовского и Льговского межрайонных прокуроров к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в виде штрафа привлечены должностные лица 4 муниципальных образований.
Прокуратурой Курского района признано незаконным проведение 19 внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов должностными лицами ОГИБДД УМВД России по Курской области без вынесения соответствующих распоряжений об их проведении. По представлению прокуратуры виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Факты ненадлежащего уведомления о проведении плановых проверок выявлены в деятельности территориальных отделов ГУ МЧС России по Курской области, ГИБДД УМВД по Курской области, органов муниципального контроля.
В истекшем периоде 2014 пресечена незаконная деятельность органов внутренних дел по проведению проверок хозяйствующих субъектов в отсутствие установленных законодательством оснований.
Анализ прокурорского надзора в указанной сфере показал, что органами местного самоуправления не принимается достаточных мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
По требованию прокурора Дмитриевского района суд обязал администрации муниципальных образований разработать и принять муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, проверкой установлено, что органами местного самоуправления поселений муниципальная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, не оказывается ввиду отсутствия достаточных средств в бюджетах поселений, а принятые муниципальные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства носят формальный характер и не имеют практической ценности, поскольку предусматривают незначительные денежные средства.
На необходимость надлежаще исполнять установленную законом обязанность по созданию благоприятных условий развития бизнеса указано Щигровской межрайонной прокуратурой в представлениях в адрес 2 органов местного самоуправления
Всего в 1 полугодии 2014 органами прокуратуры области в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мерами прокурорского реагирования устранено 795 нарушений закона.