12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В прокуратуре области проведено заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса, на котором рассматривались вопросы о состоянии законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в 2013 году.
На заседании отмечено, что прокурорский надзор за исполнением законов в названной сфере сосредоточен по трем основным направлениям: законность нормативных правовых актов; соблюдение законодательства при осуществлении государственного и муниципального контроля; снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, мер государственной и муниципальной поддержки, а также предоставлении государственного и муниципального имущества в собственность или аренду.
Мерами прокурорского реагирования приведено в соответствие с законодательством 464 правовых акта, содержавших положения, нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности.
Нарушения при реализации контрольно-надзорных полномочий установлены в большинстве контролирующих органов федерального уровня и контролирующих органов Курской области.
Распространенными нарушениями являются несоблюдение процедуры организации и проведения проверок, а также ненадлежащее оформление распоряжений о проведении проверки и актов проверок.
За проведение внеплановых выездных проверок без согласования с прокуратурой области, привлечение к проверке юридического лица, не аккредитованного в качестве экспертной организации, к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения привлечено 5 должностных лиц органов контроля области. Выдача юридическому лицу предписания без проведения проверки явилась основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица органа контроля области по ст. 19.1 КоАП РФ.
Органами прокуратуры пресекается незаконная деятельность органов внутренних дел по проведению проверок хозяйствующих субъектов в отсутствие установленных законодательством оснований.
Проделанная органами прокуратуры работа по реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» способствовала повышению уровня ответственности соответствующих должностных лиц.
Сокращается количество проводимых органами государственного контроля проверочных мероприятий, что способствует снижению административного давления на бизнес.
Нарушения законодательства, создающие дополнительные административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности при исполнении лицензионно-разрешительных полномочий в части требования не предусмотренных законом документов, необоснованного увеличения сроков рассмотрения документов и принятия решения о выдаче лицензий и заключений, а также сокращение сроков действия документов выявлены прокуратурой области в деятельности Комитета лесного хозяйства Курской области, Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области.
Мерами реагирования прокуратуры области пресечены незаконные действия комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, ограничивающие права юридического лица, осуществляющего пассажирские перевозки.
В деятельности комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области установлены нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на равный доступ к государственной поддержке: отсутствие единообразного подхода к рассмотрению конкурсной комиссией заявленных к субсидированию проектов, немотивированные отказы в предоставлении субсидий, выдача субсидий лицам, не относящимся к субъектам государственной поддержки.
По требованию прокурора незаконно выплаченная субсидия возвращена в бюджет. Виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
На заседании также отмечено, что органы местного самоуправления также не принимали достаточных мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
В поселениях муниципальная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, не оказывается ввиду отсутствия достаточных средств в бюджетах. Принятые муниципальные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства носят формальный характер, поскольку не обеспечены должным финансированием. Во исполнение представлений прокуроров в ряде районов приняты меры к финансовому обеспечению указанных программ.
Всего в 2013 году органами прокуратуры области пресечено 2825 нарушений закона в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.