12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Проведенная прокуратурой Курской области проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявила нарушения действующего законодательства, допускаемого органами контроля, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
Управлением Росприроднадзора по Курской области и Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области не в полной мере реализуются полномочия по осуществлению контроля за выданными предписаниями, устранением нарушений закона. Выявлены нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при привлечении виновных лиц к административной ответственности, а также принятии решений о прекращении производств по таким делам.
Существенные нарушения допускаются органами местного самоуправления при нормативном регулировании вопросов благоустройства территорий населенных пунктов.
Прокурорами Беловского, Глушковского, Горшеченского, Дмитриевского, Курского, Конышевского, Октябрьского, Мантуровского, Поныровского, Тимского районов, а также Щигровским межрайонным прокурором установлено, что в Правилах благоустройства, озеленения, чистоты и порядка, принятых муниципальными образованиями, незаконно на физических и юридических лиц возложены дополнительные обязанности в сфере благоустройства, реализация которых должна осуществляться органами местного самоуправления.
По протесту прокурора города Курска признано утратившим силу решение Курского городского Собрания, которым за пределами предоставленных полномочий, органом местного самоуправления были утверждены тарифы на услуги по захоронению (изоляции) твердых бытовых отходов.
Всего территориальными прокурорами опротестованы положения 173 правовых актов в части, противоречащей действующему законодательству.
Установлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов при размещении и эксплуатации мест захоронения промышленных и бытовых отходов.
Во многих муниципальных образованиях отсутствуют специально отведенные места для указанных целей.
Длительное бездействие органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и утилизации отходов, а также непринятие в установленном порядке мер по отведению мест складирования отходов производства и потребления приводит к образованию стихийных свалок, оборудование и эксплуатация которых не отвечает экологическим и санитарно – эпидемиологическим требованиям безопасности.
В связи с этим органами прокуратуры области применяются меры, направленные на побуждение органов местного самоуправления к исполнению возложенных полномочий, в том числе в судебном порядке.
Всего за период 2011 – первое полугодие 2012 года территориальными прокурорами в суды общей юрисдикции направлено 254 заявления опризнании незаконным бездействия администраций муниципальных образований, обязании ликвидировать несанкционированные свалки. Кроме того, с требованиями о ликвидации стихийных мест складирования отходов прокурорами Курчатовского, Беловского, Солнцевского, Касторенского, Курского, Хомутовского районов внесено 28 представлений.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что бездействие органов местного самоуправления выражается и в непринятии мер по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в несвоевременной ликвидации несанкционированных свалок.
По указанным фактам территориальными прокурорами внесено 59 представлений об устранении выявленных нарушений.
По фактам наличия мусора на землях населенных пунктов в отношении 45 глав муниципальных образований Горшеченского, Рыльского, Тимского, Касторенского, Суджанского, Солнцевского районов прокурорами поставлен вопрос об административной ответственности по статье 8.7 КоАП РФ.
Значительная часть мест размещения отходов не отвечает санитарным требованиям. Имеют место самовозгорания территории.
Проверка также показала, что хозяйствующими субъектами Медвенского, Обоянского, Льговского и Курчатовского районов не соблюдаются требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов, проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В Золотухинском, Пристенском и Щигровском районах допускаются случаи размещения организациями жилищно-коммунального сектора отходов в местах, не включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов. В связи с этим территориальными прокурорами возбуждено 4 дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
Продолжает иметь место безлицензионная деятельность предприятий ЖКХ по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению опасных отходов.
Так, по постановлению прокурора Медвенского района решением Арбитражного суда Курской области индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за сбор и размещение отходов в отсутствие специального разрешения.
Меры прокурорского реагирования по фактам безлицензионной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления приняты также прокурорами Беловского, Горшеченского, Октябрьского и Тимского районов, прокурором Сеймского административного округа г. Курска.
Проверкой установлено, что хозяйствующими субъектами не всегда исполняются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
За несвоевременное внесение данного вида платы, а также наличие задолженности в отношении 58 лиц территориальными прокурорами возбуждены дела об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ. В целях устранения выявленных нарушений внесено 52 представления.
По результатам проведенной в первом полугодии 2012 года проверки выявлено 2366 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 193 представления. По результатам рассмотрения 30 представлений 27 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По протестам прокуроров в соответствие с требованиями федерального законодательства приведено 54 муниципальных акта. По требованиям прокуроров к административной ответственности привлечено 74 лица. О недопустимости нарушений закона объявлено 19 предостережений. В суды направлено 134 иска, по 48 из которых требования прокуроров удовлетворены, остальные иски находятся на рассмотрении.
Всего за период 2011 – истекший 2012 гг. выявлено 4086 нарушений закона, в целях устранения которых опротестовано 145 незаконных муниципальных актов, внесено 261 представление, к дисциплинарной ответственности привлечено 59 лиц. По постановлениям прокуроров возбуждено 304 дела об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено 182 лица. О недопустимости нарушений закона объявлено 35 предостережений. В суды направлено 273 иска (заявления), по 179 из которых требования прокуроров удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.