12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе органов и учреждений системы профилактики, показал, что уровень подростковой преступности в области снизился по сравнению с 2010 годом на 6,4 %. Кроме того, на 18,5% снизилось число подростков, состоящих на учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних.
Наряду с этим, на 12,9% снизилось количество состоящих на учете семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания детей.
Отдельное внимание уделено защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2011 году в результате принятых мер прокурорского реагирования более чем в 6 раз (с 55,62 млн. рублей до 355,62 млн. рублей) увеличились объемы финансирования на обеспечение жильем указанной категории граждан.
Вместе с тем, прокурорскими проверками выявлены нарушения требований федерального и регионального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи.
В частности, в результате принятых в 2011 году мер прокурорского реагирования устранены нарушения в деятельности многих органов профилактики, восстановлены нарушенные права несовершеннолетних, в том числе детей, находящихся в интернатных и иных учреждениях социального типа.
Благодаря прокурорскому вмешательству исключены факты ненадлежащего исполнения норм федерального законодательства по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в деятельности многих территориальных органов опеки и попечительства.
Случаи непринятия всего комплекса мер по восстановлению и защите прав и законных интересов детей установлены прокурорами в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Курчатовского, Обоянского, Конышевского, Большесолдатского, Беловского, Курского, Хомутовского, Советского районов.
Органами и учреждениями образования Курчатовского, Курского, Льговского, Пристенского районов ненадлежаще осуществлялся учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школах, не принимались меры к разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений воспитательных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения подростков.
Территориальными центрами занятости населения Октябрьского, Беловского, Рыльского и Хомутовского районов допускались отдельные нарушения требований федерального и регионального законодательства при оказании профориентационных услуг и трудоустройстве подростков.
Нарушения федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлены в деятельности территориальных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН).
Формальный подход к осуществлению индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и необоснованное доставление подростков в органы внутренних дел отмечены в ПДН МОБ УВД по г. Курску, ОП №№ 2, 3 6, 7 УВД по г. Курску, а также территориальных ПДН Дмитриевского, Большесолдатского, Беловского, Мантуровского, Обоянского, Медвенского, Железногорского, Щигровского, Поныровского, Касторенского, Пристенского, Солнцевского, Курского районов.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий в подростковой среде прокурорами приняты меры, направленные на организацию и осуществление надлежащей деятельности экспертных комиссий по определению мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
В результате прокурорского вмешательства во многих образовательных учреждениях, расположенных на территории Курской области, приняты меры, направленные на подготовку соответствующих документов для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, закупу необходимого медицинского оборудования, проведение ремонта помещений медицинских кабинетов.
В процессе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, приняты меры по организации доступности образования указанной категории граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, обеспечения их лекарственными средствами по рецептам, находящимся на отсроченном обслуживании, средствами реабилитации, защите жилищных прав.
Всего в 2011 году прокурорами выявлено 5423 нарушения закона о правах и интересах несовершеннолетних. В целях их устранения внесено 534 представления, по результатам рассмотрения которых 353 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности; принесено 96 протестов; по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 163 лица. По материалам прокурорских проверок возбуждено 98 уголовных дел; в суд направлено 460 исков, о недопустимости нарушения закона предостережено 119 лиц.