12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой области в 2013-2014 годах уделялось пристальное внимание вопросам надзора за исполнением требований Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части установленных ограничений и запретов для директоров государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В указанный период органами прокуратуры области выявленыфакты назначения на должности директоров унитарных предприятий лиц, являющихся учредителями и руководителями коммерческих юридических лиц,которые могли привести к конфликту интересов.
Так, комитетом по управлению имуществом Курской области на должность директора ОГУП «Домоуправление № 6 администрации области» назначено лицо, являющееся учредителем ООО «Антарес». В ходе проверки, проведенной прокуратурой области, он вышел из состава учредителей общества.
Курчатовским межрайонным прокурором в 2013 году установлено, что распоряжением Главы Дичнянского сельсовета директором муниципального унитарного предприятия «Дичнянское ЖКХ» назначен гражданин, являющийся директором ООО «Управляющая компания Строй АГРО Сервис».
Прокурором Черемисиновского района в 2013 году установлен факт назначения по распоряжению Главы п. Черемисиново директором муниципального унитарного предприятия «Гостиница Уют» лица, которое занимало должность генерального директора ООО «Управляющая компания п. Черемисиново».
Прокурор Беловского района в 2014 году установил факт назначения на должность директора МУП ЖКХ «Белая–плюс» гражданина, который являлся директором и соучредителем ООО «Коммунальщик», учредителем ООО «Беловская ЖКХ» и КФХ «Победа».
В 2014 году прокуратурой Большесолдатского района установлено, что распоряжением Главы Большесолдатского сельсовета начальником муниципального унитарного предприятия «Большесолдатское ЖКХ» назначен мужчина, являющийся главой КФХ.
Железногорский межрайонный прокурор в 2014 году установил, что распоряжением главы г. Железногорска директором муниципального унитарного предприятия «Гортеплосеть» назначен гражданин, являющийся участником ООО «Арсеналъ».
По требованию территориальных прокуроров нарушения антикоррупционного законодательства устранены. Трудовые договоры с руководителями муниципальных унитарных предприятий расторгнуты, либо руководители вышли из состава участников иных юридических лиц.
Отсутствие контроля со стороны работодателей за соблюдением установленных запретов и ограничений директорами государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловило нарушение ими действующего законодательства.
Так, гражданин, замещая должность директора ОГУП «Суджанское ДРСУ № 2», выступил соучредителем ООО «Молочник» и ООО «Доринвест». Кроме того, он являлся руководителем двух коммерческих организаций – ЗАО «Суджанское ДРСУ №2» и ООО «Агросил». Более того, этот гражданин после назначения его на должность директора предприятия, получил статус индивидуального предпринимателя.
Запрет заниматься предпринимательской деятельностью нарушен также директором ОГУП «Столовая № 61».
По указанным фактам прокуратурой области на имя председателя регионального комитета по управлению имуществом внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона устранены.
Кроме того, прокурор Кореневского района в 2013 году установил, что местный житель, замещая должность директора МУП «Теплосеть», выступал учредителем ООО «Тепло Плюс» и, одновременно, назначен директором названного общества.
По указанному факту прокурор района направил в суд исковое заявление о расторжении контракта с директором муниципального унитарного предприятия. Требования прокурора ответчиками выполнено добровольно.
В 2014 году аналогичные нарушения выявил Курчатовский межрайонный прокурор. В ходе проверки установлено, что директор МУП «Дружненское ЖКХ» одновременно занимал должность руководителем АНО «Водоснабжение Дружненского сельсовета».
Названное нарушение закона по требованию прокурора устранено в судебном порядке.
Следует отметить, что установленные законодателем запреты являются гарантией добросовестного осуществления полномочий руководителем предприятия, не позволяющим ему действовать в интересах других лиц.
Несоблюдение установленных законом запретов может повлечь возникновение конфликта интересов и способствовать коррупционным проявлениям.