12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В 2013 в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Курской области изучено 1038 нормативных правовых актов органов государственной власти области, в 36 нормативных правовых актах выявлено 84 коррупциогенных фактора.
В целях устранения нарушений принесено 7 протестов, внесено 8 представлений и 3 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.
Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (22), о государственной собственности (2), регламентирующих бюджетные правоотношения (1), в сфере лесного законодательства (1), о землепользовании (6), в сфере градостроительства (3), о лицензировании (1).
Так, в результате изучения Закона Курской области «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области» установлены нарушения, которые могли вызвать коррупционные проявления.
В частности, в ч. 2 ст. 14 названного Закона определено, что заказчик пассажирских перевозок вправе привлекать перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок на маршрутах, не включенных в государственный или муниципальный заказ, без проведения конкурса в случае, если на выполнение маршрутных пассажирских перевозок претендует только один перевозчик.
При этом, нормативным правовым актом не регламентирована процедура определения одного перевозчика, осуществляющего такие перевозки.
Таким образом, норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 14 указанного Закона допускала возможность определять одного перевозчика при заключении контракта на транспортное обслуживание пассажиров вне конкурсной процедуры.
Руководствуясь названной нормой, должностные лица Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области неоднократно заключали контракты на транспортное обслуживание без проведения конкурсов. Этим они создавали необоснованные преимущества для деятельности определенного хозяйствующего субъекта и одновременно ограничивали возможности других.
По требованию прокурора в Закон Курской области «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области» внесены соответствующие изменения.
Кроме того, в 2013 территориальными прокурорами изучено 10498 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в 655 нормативных правовых актах выявлено 953 коррупциогенных фактора.
В целях устранения нарушений принесено 337 протестов, внесено 41 представление и 52 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.
Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (332), о муниципальной собственности (86), о муниципальной службе (37), о бюджете (40), в сфере налогового законодательства (1), в сфере водного законодательства (1), о землепользовании (110), о градостроительстве (29), о социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы (19).
Так, в нарушение требований главы 23 КоАП РФ постановлением администрации Волоконского сельсовета Большесолдатского района «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории Волоконского сельсовета» с превышением компетенции органов местного самоуправления предусмотрено право органа муниципального жилищного контроля сельсовета составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
На указанный правовой акт прокурором Большесолдатского района принесен протест, по результатам рассмотрения которого в решение внесены соответствующие изменения.
За пределами компетенции органов местного самоуправления главами 7 муниципальных образований Дмитриевского района приняты административные регламенты по осуществлению градостроительного и имущественного контроля. Аналогичные нарушения выявлялись Железногорским межрайонным прокурором в 3 нормативных правовых актах. Поскольку названные виды контроля не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, нормативные правовые акты опротестованы. Протесты удовлетворены.
В 2013 в органы прокуратуры области поступило 3 заключения Курской Торгово-Промышленной Палаты о результатах независимой антикоррупционной экспертизы.
По результатам рассмотрения указанных заключений органами прокуратуры области внесено 2 представления и 1 требование об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
Так, при подготовке требования прокурором Фатежского района учтено мнение, изложенное в заключении Курской Торгово-Промышленной Палаты, о выявленных коррупциогенных факторах в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов». Этот регламент был утвержден постановлением администрации Фатежского района.
В частности, административный регламент предусматривал возможность отказа в приеме документов для предоставления муниципальной услуги, в случае предоставления неполного комплекта документов. При этом соответствующий пункт регламента, не содержал исчерпывающего перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Кроме того, в Административном регламенте отсутствовало описание всех административных процедур.
По результатам рассмотрения требования прокурора Фатежского района коррупциогенные факторы из Административного регламента исключены.