12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокурорская проверка показала, что органами исполнительной власти Курской области приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления сведений о доходах и проверку их достоверности.
В муниципальных образованиях области, за исключением 24 сельских муниципальных образований Дмитриевского, Золотухинского, Конышевского, Фатежского районов, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие перечни лиц, замещающих должности муниципальной службы, которые обязаны представлять сведения о доходах, а также порядок представления указанных сведений.
С целью инициирования разработки и принятия органами местного самоуправления данных нормативных правовых актов территориальными прокурорами главам сельских поселений Дмитриевского, Золотухинского, Конышевского, Фатежского районов внесено 13 представлений и 11 предложений.
В ходе проверки нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления сведений о доходах муниципальных служащих, прокурором Суджанского района выявлено, что в 18 нормативных правовых актах органов местного самоуправления не были указаны сроки предоставления муниципальными служащими сведений о доходах. Указанное обстоятельство свидетельствовало о наличии в нормативных правовых актах коррупциогенного фактора – неполнота административных процедур, то есть отсутствие одного из элементов порядка совершения должностными лицами местного самоуправления определенных действий. В связи с выявленными нарушениями прокурором Суджанского района внесено 18 требований.
Кроме того, в 7 нормативных правовых актах органов местного самоуправления Курчатовского района, определяющих порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, обязанность представлять названные сведения была установлена только для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы. Вопреки требованиям закона на муниципальных служащих такая обязанность не возлагалась. Курчатовским межрайонным прокурором указанные нормативные акты опротестованы.
Нормативные правовые акты, утверждающие положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых муниципальными служащими, приняты в 190 муниципальных образованиях.
В 165 муниципальных образованиях нормативные правовые акты о проверке достоверности полноты сведений о доходах, представляемых муниципальными служащими, не приняты. В целях инициирования принятия таких актов в анализируемый период территориальными прокурорами главам муниципальных образований внесено 127 представлений и 38 предложений.
Кроме того, проверкой установлено, что в отдельных муниципальных образованиях Беловского, Глушковского, Дмитриевского, Курчатовского, Рыльского, Кореневского, Поныровского районов не обеспечивается соблюдение требований законодательства о представлении муниципальными служащими сведений о доходах. В связи с установленными нарушениями территориальными прокурорами главам муниципальных образований внесено 30 представлений.
Нарушения при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлялись в органах внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты, а также в Управлении Федерального казначейства по Курской области, Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Курской области, комитете по труду и занятости населения Курской области, комитете государственной, муниципальной службы и общественных связей администрации Курской области.
Наиболее распространенными нарушениями являются указание в справках неполных сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности либо пользовании, о владении ценными бумагами и получении от них дохода, не указывались доходы в виде процентов от вкладов в банках иной оплачиваемой деятельности, а полученные доходы указывались в меньшем размере.
Указанные нарушения допускались также и лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Курской области.
Большинство нарушений обусловлены недостатками кадровой работы, в частности, непроведением консультирования по вопросам правильности и полноты заполнения справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Всего органами прокуратуры области выявлено 1198 нарушений законодательства в данной сфере, в целях устранения которых внесено 234 представления. По результатам их рассмотрения 82 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 9 протестов, внесено 18 требований об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов, предостережено 11 должностных лиц.
Разъясняем, что государственным и муниципальным служащим необходимо соблюдать требования Федерального закона «О противодействии коррупции» обязывающего представлять сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруга и несовершеннолетних детей.
Непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений служит основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.