12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В текущем году органами прокуратуры Курской области проведены проверки исполнения органами государственной власти и местного само-управления законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, в ходе которых выявлено свыше 3 тысяч нарушений законодательства, что в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Проверки были проведены в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Курской области, Комитете по управлению имуществом Курской области, в налоговых органах и органах местного самоуправления.
Установлено, что в ряде случаев допускались нарушения при формировании и деятельности аттестационных и конкурсных комиссий, кадровые службы при приеме и прохождении государственной службы не всегда требовали и проверяли сведения о доходах и имуществе госслужащих, не соблюдались квалификационные требования при назначении государственных служащих.
Так, в Комитет по управлению имуществом на должность консультанта управления юридической и кадровой работы принят работник, не имеющий высшего образования и необходимого стажа работы по специальности. По представлению прокуратуры области он уволен с занимаемой должности государственной гражданской службы.
Кроме того, прокурорскими проверками выявлены факты несоблюдения гражданскими и муниципальными служащими ограничений, установ-ленных для них федеральным законодательством.
В нарушение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в инспекции ФНС России по г. Курску должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок и начальника от-дела налогового аудита занимают родные сестры, при этом одна из них подконтрольна другой, что может повлечь конфликт интересов.
В Пристенском районе главный специалист управления аграрной политики администрации района по целевым программам в животноводстве является сыном первого заместителя главы района и также подконтролен ему по должности.
Аналогичные нарушения выявлены в Суджанском, Льговском и Железногорском районах, где в непосредственном подчинении ряда руководителей муниципальных образований находились их близкие родственники.
В ходе проверок установлено, что муниципальные служащие в нарушение закона без уведомления работодателя занимались другой оплачиваемой работой и предпринимательской деятельностью.
Так, главный специалист-эксперт администрации Ивановского сельсовета Рыльского района заключил договор с ООО «Знамение» об оказании консультативных и практических услуг в сборе и подготовке документов для последующей регистрации права и ежемесячно получал в данной коммерческой организации заработную плату, не поставив об этом в известность представителя нанимателя.
Железногорской межрайпрокуратурой установлено, что начальник отдела администрации муниципального образования «Городновский сельсовет» имела статус индивидуального предпринимателя и помимо должност-ных полномочий осуществляла розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами.
Специалист 1 разряда администрации муниципального образования «Николаевский сельсовет» Курчатовского района одновременно являлась главой крестьянско-фермерского хозяйства, что несовместимо с прохождением муниципальной службы.
По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.
Вопреки требованиям действующего законодательства, запрещающего государственным и муниципальным служащим получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей воз-награждение от физических и юридических лиц, в том числе подарки, оплату развлечений, отдыха и т.д., ряд сотрудников администрации г. Железногорска получили от ОАО «Михайловский ГОК» путевки в санатории.
Проверкой, проведенной Льговской межрайонной прокуратурой, уста-новлено, что ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Густомойского сельсовета, действуя в личных интересах, из-готовила поддельные документы о материальном положении своей семьи, на основании которых ее дочери – студентке Белгородского государственного технологического университета, была назначена и выплачивалась государст-венная социальная стипендия.
По данному факту в отношении муниципальной служащей было воз-буждено уголовное дело по ст.159 ч.3 УК РФ (мошенничество).
По материалам проверки прокуратуры Солнцевского района следственным органом возбуждены уголовные дела в отношении двух заместителей глав администрации сельсоветов, которыми совершены аналогичные преступления.
В первом полугодии 2009 года прокурорами при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов выявлены коррупционные факторы в 394 нормативных правовых актах органов местного самоуправления и в 14 актах органов государственной власти области, для устранения которых принесено 295 протестов, внесено 97 представлений, в суд направлено 5 заявлений.
Работа прокуратуры области на данном направлении продолжается.