12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В2018 году органами прокуратуры областив ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 23 462 нормативных правовых акта органов государственной власти области и местного самоуправления.
В 1 089 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 827 протестов, внесено 180 требований и 67 представлений, направлено 3 информации. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется. Из 1 082 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены, в остальные готовятся необходимые изменения.
Анализ результатов антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
По протестам прокуроров Беловского, Обоянского, Пристенского, Суджанского, Солнцевского районов, Щигровского и Курчатовского межрайонных прокуроров из 10 муниципальных программ, направленных на формирование современной городской среды, исключены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий и неполноте административных процедур.
Названные программы в нарушение пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169, не содержали положений, предусматривающих форму и долю финансового участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, нормативную стоимость таких работ, порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ, и механизм контроля за их расходованием, порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проекта, дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий.
В большинстве случаев наличие коррупциогенных факторов обусловлено несвоевременным приведением в соответствие с федеральным законодательством муниципальных нормативных правовых актов.
В 62 муниципальных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления администрациями сельсоветов полномочий по внутреннему финансовому контролю, прокурорами Конышевского, Мантуровского, Медвенского, Пристенского, Тимского и Черемисиновского районов выявлен коррупциогенный фактор, выражающийся в нормативных коллизиях.
Названными актами был сужен установленный частью 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень объектов внутреннего муниципального финансового контроля.
По результатам рассмотренияпротестов прокуроров коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.
Коррупциогенные нормы содержались и в нормативных правовых актах органов государственной власти области.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Курской области, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 03.09.2018 № 708-па (далее – Порядок), содержал коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, неполноте административных процедур, наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего им права.
Порядком не были определены условия признания участника победителем, не установлено, каким образом проверяется соответствие организации требованиям, предъявляемым к претендентам на получение субсидий, а также не урегулирована процедура рассмотрения уведомления члена конкурсной комиссии о заинтересованности в итогах конкурса.
На основанииинформации прокуратуры области в нормативный правовой акт готовятся соответствующие изменения.
В 2018 году в органы прокуратуры области заключения независимой антикоррупционной экспертизы не поступали.