12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области на системной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
За 9 месяцев2018 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 805 нормативных правовых актов органов государственной власти области, в 3 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях исключения которых внесено 1 требование и направлено 2 информации. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования из 1 нормативного правового акта коррупциогенный фактор исключен, в 2 – готовятся изменения.
Антикоррупционной экспертизой Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим физкультурно-спортивным организациям Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 03.02.2011 № 37-па (далее – Порядок), проведенной с учетом практики правоприменения,установлены негативные последствия действия коррупциогенных факторов и связанные с этим проявления коррупции.
Так,п. 2 Порядка определено, что субсидии предоставляются некоммерческим физкультурно-спортивным организациям с целью возмещения расходов, связанных с их участием во всероссийских спортивных соревнованиях.
При этом, не установлено, какие расходы подлежат отнесению к расходам, связанным с участием физкультурно-спортивных организаций во всероссийских спортивных соревнованиях (широта дискреционных полномочий).
Согласно абзацу 4 п. 7 Порядка в предоставлении субсидии отказывается в случае наличия недостоверных сведений в представленных физкультурно-спортивной организацией документах.
Однако, проверка достоверности представленных сведений Порядком не предусмотрена, не определено, какие проверочные мероприятия могут проводиться и каким образом, что является коррупциогенным фактором, выражающимся в неполноте административных процедур.
Отсутствие процедуры соответствующей проверки обусловило предоставление комитетом по физической культуре и спорту Курской области (далее – Комитет) субсидии при наличии оснований для отказа в ее предоставлении.
Пунктом 19 Порядка определено, что показатели результативности (целевые показатели) предоставления субсидий устанавливаются в соглашении.
При этом, возможность вносить изменения в соглашение, а равно запрет на внесение изменений Порядком не предусмотрены.
На практике имело место изменение условий соглашения в интересах некоммерческой организации в целях получения субсидии в следующем году, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выражающегося в широте дискреционных полномочий.
С целью исключения коррупциогенных факторов 12.09.2018 прокуратурой области внесено требование, по результатам рассмотрения которого подготовлен проект постановления Администрации Курской области о внесении изменений в Порядок, который в настоящее время проходит процедуру согласования.
За 9 месяцев 2018 года территориальными прокурорами изучено 16 057 нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В 1 023 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 769 протестов, внесено 177 требований и 65 представлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 955 нормативных правовых актов.
Прокуратурой Пристенского района установлено, что Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию» (далее – Административный регламент), утвержденный постановлением Администрации Пристенского района от 04.07.2018 № 379-па, содержит коррупциогенный фактор, выражающийся в завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, поскольку в нарушение п. 13 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ на заявителей возложена обязанность предоставить подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны.
По результатам рассмотрения протеста прокурора района от 07.09.2018, разработан проект изменений в Административный регламент, который проходит процедуру, установленную ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального района и (или) государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях района, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления деятельности» (далее – Регламент), утвержденном постановлением администрации Солнцевского района от 10.09.2018 № 445, выявлен коррупциогенный фактор, выражающийся в неполноте административных процедур.
Так, внарушение ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ Регламентом не определен срок опубликования сообщения о предполагаемом предоставлении земельного участка и проведения торгов.
В целях исключения коррупциогенного фактора прокурором Солнцевского района 28.09.2018 принесен протест, который находится на рассмотрении.
Анализ результатов антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
Наличие коррупциогенных факторов в определенной степени обусловлено несвоевременным приведением в соответствие с федеральным законодательством муниципальных нормативных правовых актов.