12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области на системной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В 1 полугодии 2018 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 510 нормативных правовых актов органов государственной власти области, в 2 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях исключения которых в Курскую областную Думу направлено 2 информации.
Так, пунктом 2 ч. 6 ст. 4 Закона Курской области от 01.02.2012 № 12-ЗКО «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» предусматривался отказ в заключении договора о приемной семье в случае, если лицо, изъявившее желание образовать приемную семью, члены его семьи, совместно с ним проживающие, страдает (страдают) другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных медицинских организациях. При этом, в действующем законодательстве не содержится перечня заболеваний, требующих лечения в названных организациях, а также не всякое такое заболевание, является препятствием для образования приемной семьи.
28.05.2018 по результатам рассмотрения информации прокуратуры области, подготовленной с использованием заключения независимого эксперта, в Закон внесены изменения, исключающие коррупциогенный фактор, выражающийся в широте дискреционных полномочий.
Территориальными прокурорами изучено 10 441 нормативный правовой акт органов местного самоуправления. В 892 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы, в целях устранения которых принесено 657 протестов, внесено 158 требований и 65 представлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 784 нормативных правовых актов.
Прокурорами Курского, Тимского, Горшеченского, Кореневского районов, Курчатовским и Льговским межрайонными прокурорами установлено, что административными регламентами по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулировании таких разрешений» в нарушение ч. 12 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» на заявителей возлагалась обязанность представлять согласованную с соответствующими службами схему генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500 с привязкой места размещения рекламной конструкции.
Указанные требования являлись обременительными для заявителей, что свидетельствовало о наличии коррупциогенного фактора, выражающегося в завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из нормативных правовых актов.
Щигровским межрайонным прокурором опротестовано 10 решений собраний депутатов «Об утверждении порядка предоставления муниципальных гарантий». Одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной гарантии являлось неудовлетворительное финансовое состояние претендента. Критерии оценки финансового состояния претендента нормативными правовыми актами определены не были, что указывает на наличие коррупциогенного фактора «широта дискреционных полномочий».
Протесты находятся на рассмотрении.
Аналогичный коррупциогенный фактор содержался в постановлении Администрации п. Пристень от 18.09.2017 № 245 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг из бюджета муниципального образования «поселок Пристень».
Порядком было предусмотрено, что основанием для отказа в выделении субсидий являются, в том числе иные основания. При этом, не установлен конкретный перечень «иных оснований». По протесту прокурора коррупциогенный фактор исключен.
Анализ результатов антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
Наличие коррупциогенных факторов в определенной степени обусловлено несвоевременным приведением в соответствие с федеральным законодательством муниципальных нормативных правовых актов.