12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области на системной основе проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В2017 году в ходе реализации названных полномочий прокуратурой области изучено 1 197 нормативных правовых актов органов государственной власти области. В 10 нормативных правовых актах выявлен 31 коррупциогенный фактор, в целях исключения которых принесен 1 протест, внесено 5 требований и 2 представления. 1 требование находится на рассмотрении, остальные акты прокурорского реагирования удовлетворены.
Так, административный регламент департамента экологической безопасности и природопользования Курской области по исполнению государственной функции «Организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утвержденный приказом директора департамента от 24.12.2012 № 190/01-11 (в редакции приказа от 20.04.2017 №146/01-10) содержал коррупциогенный фактор, выражающийся в завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Согласно абз. 4 п. 3.1.4, абз. 11 п. 3.2.1 указанного административного регламента в исчерпывающий перечень документов и информации, истребуемых в ходе плановой и внеплановой проверок непосредственно у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, включен устав предприятия, а также сведения о перечне территорий, зданий и сооружений с указанием площади, находящихся в собственности или на ином правовом основании, что противоречило распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р и ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
По результатам рассмотрения представления прокуратуры области от 22.05.2017 в административный регламент внесены изменения, коррупциогенный фактор исключен.
В 2017 году территориальными прокурорами изучено 22 252 нормативных правовых акта органов местного самоуправления. В 554 нормативных правовых актах выявлен 751 коррупциогенный фактор, в целях устранения которых принесено 294 протеста, внесено 243 требования и 16 представлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 508 нормативных правовых актов.
Так, по представлениям и требованиям прокуроров Горшеченского, Дмитриевского, Касторенского, Кореневского, Медвенского, Октябрьского, Солнцевского, Фатежского районов из 73 административных регламентов органов местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на вырубку деревьев и кустарников на территории сельсовета» (далее – Административные регламенты) исключены коррупциогенные факторы.
В указанных нормативных правовых актах содержались коррупциогенные факторы, выражающиеся в неполноте административных процедур, завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
Административными регламентами не были установлены сроки обследования участка с предполагаемыми к вырубке деревьями и кустарниками, составления акта обследования и пересчетной ведомости, произведения расчета компенсационной стоимости за вырубку деревьев и кустарников.
На заявителей возлагалась обязанность прилагать к заявлению схему участка с нанесенными зелеными насаждениями (деревьями и кустарниками), подлежащими вырубке, с указанием примерных расстояний до ближайших строений или других ориентиров. При этом, Административные регламенты не содержали сведений о том, кем именно оформляется такая схема и в какой форме она должна быть составлена.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о государственной и муниципальной собственности, о бюджете, о государственной и муниципальной службе.
Анализ результатов проведения антикоррупционной экспертизы показал, что коррупциогенные факторы содержались в основном в нормативных правовых актах сельских поселений, где небольшой штат работников и отсутствуют специалисты в области юриспруденции.
В 2017 году в органы прокуратуры области поступило 1 заключение независимой антикоррупционной экспертизы, по результатам рассмотрения которого в Курскую областную Думу направлена информация с предложением внести изменения в Закон Курской области от 01.02.2012 № 12-ЗКО «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» (далее – Закон № 12-ЗКО), исключив из него коррупциогенный фактор, выражающийся в широте дискреционных полномочий.
Так, пунктом 2 ч. 6 ст. 4 Закона № 12-ЗКО предусмотрен отказ в заключении договора о приемной семье в случае, если лицо, изъявившее желание образовать приемную семью, члены его семьи, совместно с ним проживающие, страдает (страдают) заболеваниями, требующими лечения в специализированных медицинских организациях.
При этом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит перечня таких заболеваний. Кроме того, не всякое заболевание, требующее лечения в специализированной медицинской организации, является препятствием для образования приемной семьи.
Применение названной нормы в данной части может создать условия для произвольного подхода к принятию решений об отказе в заключении договора о приемной семье, способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации государственно-властных полномочий и повлечь нарушения прав лиц, изъявивших желание образовать приемную семью.