Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Противодействие коррупции

Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

О результатах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов за первое полугодие 2014 года

Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В первом полугодии 2014 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучен 451 нормативный правовой акт органов государственной власти области.  В 15 нормативных правовых актах, из которых 10 противоречили действующему законодательству, выявлено 25 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 9 протестов, внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которых 3 нормативных правовых акта признаны утратившими силу,  в остальные нормативные правовые акты готовятся необходимые изменения. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

Коррупциогенные факторы преимущественно содержались в административных регламентах предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций.

 Так, административный регламент «Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов», утвержденный приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 25.02.2014 № 34,  содержал завышенные требования к лицам, необходимые для реализации принадлежащего им права.

В соответствии с пунктами 27.2 и 27.4  указанного административного регламента к заявлению о переоформлении лицензии требовалось представить копии документов, подтверждающих наличие у заявителя земельных участков, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования и технической документации, копии документов, подтверждающих квалификацию работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, о назначении ответственных лиц за проведение радиационного контроля лома и отходов и контроля лома и отходов на взрывоопасность, предоставление которых в силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется.

По результатам рассмотрения представления прокурора от 21.05.2014  разработан проект изменений в административный регламент, который проходит процедуру, установленную ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По результатам анализа практики правоприменения Закона Курской области от 17.12.2012 № 136-ЗКО «О Порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее – Порядок) проведена антикоррупционная экспертиза положений указанного закона. 

Проведенная экспертиза показала, что  указанный нормативный правовой акт содержит завышенные требования к детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ввиду их обременительности.

На основании части 5 статьи 3 Порядка комитет социального обеспечения Курской области ежеквартально формирует отдельно по каждому муниципальному образованию список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Список). Список формируется на основании списков, предоставляемых  органами опеки и попечительства  и документов, предоставляемых по каждому лицу, претендующему на включение в список (часть 6 статьи 3 Порядка).

Перечень документов, предоставляемых  органами опеки и попечительства, определен частью 7 статьи 3 Порядка, и содержит, в том числе, справку с места жительства ребенка-сироты на момент установления правового статуса  ребенка-сироты и на момент   предоставления документов  с указанием оснований проживания, общей площади  жилого помещения, а также лиц, совместно проживающих с ребенком-сиротой.

Между тем, в процессе правоприменения Порядка установлено, что  требование о предоставлении справки с места жительства ребенка-сироты на момент установления правового статуса  ребенка-сироты с указанием оснований проживания, общей площади  жилого помещения, а также лиц, совместно проживающих с ребенком-сиротой, предусмотренной частью 7 статьи 3 Порядка,  является завышенным требованием, поскольку во многих случаях названный документ не может быть предоставлен ввиду отсутствия соответствующих сведений.

Поскольку установление обязанности представления указанной справки для детей-сирот значительно усложняет их доступ к мерам социальной поддержки, препятствует реализации субъективных прав, создавая тем самым условия для совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений, прокуратурой области 21.05.2014 внесено представление. По результатам его рассмотрения в нормативный правовой акт готовятся изменения.

В первом полугодии 2014 года территориальными прокурорами изучено 6550 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в 370 нормативных правовых актах, из которых 316 противоречили действующему законодательству, выявлено 479 коррупциогенных факторов.

В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 223 протеста, внесено 46 требований и 24 представления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 150 нормативных правовых актов. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.

Большинство выявленных коррупциогенных факторов сопряжено с нарушениями норм федерального законодательства, в связи с чем в целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с законом и одновременного исключения из них коррупциогенных факторов применялась такая мера реагирования, как протест.

Прокурором Солнцевского района в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций и аннулирования таких разрешений», утвержденном постановлением администрации Солнцевского района 09.12.2013 № 671, выявлен такой коррупциогенный фактор, как неполнота административных процедур.

Так, в Положении не регламентированы процедура демонтажа самовольной рекламной конструкции на основании предписания администрации, сроки совершения названных действий, порядок выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения.

По результатам рассмотрения протеста прокурора разработан проект изменений в Административный регламент, который проходит процедуру, установленную ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с выявлением в нормативных правовых актах органов местного самоуправления коррупционных рисков территориальными прокурорами вносились требования.

Так, пунктом 2.8 Административного регламента Администрации города Фатежа Фатежского района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением главы г. Фатежа от 14.01.2014 № 5, предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, одним из которых являлось неполное заполнение бланка заявления. При этом, в п. 3.2 указанного Административного регламента установлено, что в случае неправильного оформления заявления о предоставлении муниципальной услуги, специалистом оказывается помощь заявителю в оформлении нового заявления. Таким образом, не было определено, в каких именно случаях будет принято решение об оказании помощи в оформлении заявления, а в каких отказано в приеме документов.

Аналогичные коррупциогенные факторы содержались еще в 2 нормативных правовых актах органов местного самоуправления Фатежского района и 11 нормативных правовых актах органов местного самоуправления Золотухинского района.

В целях исключения коррупциогенных факторов, выражающихся в широте дискреционных полномочий, прокурорами Фатежского и Золотухинского районов внесено 14 требований, по результатам рассмотрения которых в нормативные правовые акты внесены соответствующие изменения.

Согласно информации, содержащейся на сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет, независимым экспертам, аккредитованным в установленном порядке на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, выдано 19 соответствующих свидетельств. Из них 5 свидетельств – юридическим лицам, 14 – физическим лицам.

В первом полугодии 2014 года в органы прокуратуры области поступило одно заключение независимой антикоррупционной экспертизы, которое находится на рассмотрении.