12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области на системной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В первом полугодии 2013 года в ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 470 нормативных правовых актов органов государственной власти области, в 26 нормативных правовых актах, из которых 19 противоречили действующему законодательству, выявлено 54 коррупциогенных фактора.
В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 6 протестов, внесено 6 представлений, по результатам рассмотрения которых в нормативные правовые акты готовятся необходимые изменения. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.
В первом полугодии 2013 года по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесенных прокуратурой области в 2012 году, внесены изменения в 5 нормативных правовых актов.
Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (15), о государственной собственности (1), регламентирующих бюджетные правоотношения (1), в сфере лесного законодательства (1), о землепользовании (2), в сфере градостроительства (3), о лицензировании (1), в иных (2).
В нормативных правовых актах органов государственной власти области выявлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, определении компетенции по формуле «вправе», принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, неполноте административных процедур, завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, юридико-лингвистической неопределенности.
Многочисленные коррупциогенные факторы содержались в административных регламентах органов государственной власти области по предоставлению государственных услуг.
Так, при проведении антикоррупционной экспертизы административных регламентов по предоставлению комитетом по труду и занятости населения Курской области государственных услуг коррупциогенные факторы установлены в трех административных регламентах.
В административном регламенте по предоставлению указанным комитетом государственной услуги «Проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве», утвержденном приказом комитета по труду и занятости населения Курской области от 25.06.2012 № 01-186, содержались нормы, согласно которым заявителям отказывалось в предоставлении услуги и приеме документов в случаях, если не представлен комплект документов. Указанное обстоятельство нарушает ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность по восполнению необходимых документов возложена не на заявителя, а на орган, осуществляющий такую экспертизу. Таким образом, к заявителю предъявлялись завышенные требования, необходимые для реализации принадлежащего ему права.
Административный регламент комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденный приказом председателя комитета 29.06.2012 № 80, содержал неопределенные условия принятия решения.
Так, в Регламенте отсутствовал перечень документов, необходимых для переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при реорганизации организации.
По результатам рассмотрения представлений прокурора области приняты меры к приведению административных регламентов в соответствие с требованиями законодательства и исключению коррупциогенных факторов.
В первом полугодии 2013 года территориальными прокурорами изучено 5310 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в 600 нормативных правовых актах, из которых 516 противоречили действующему законодательству, выявлено 882 коррупциогенных фактора.
В целях устранения коррупциогенных факторов принесено 305 протестов, внесено 39 представлений и 33 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 540
нормативных правовых актов. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.
Коррупциогенные факторы содержались в нормативных правовых актах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (304), о муниципальной собственности (76), о муниципальной службе (34), о бюджете (33), в сфере водного законодательства (1), о землепользовании (105), о градостроительстве (28), о социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы (19).
Изучением нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлены коррупциогенные факторы, выражающиеся в широте дискреционных полномочий, определении компетенции по формуле «вправе», принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, неполноте административных процедур, завышении требований к лицу для реализации принадлежащего ему права, злоупотреблении правом заявителя, юридико-лингвистической неопределенности.
Решением Собрания депутатов п. Золотухино от 06.12.2012 № 28 «Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории п. Золотухино» с превышением компетенции органов местного самоуправления установлены ограничения по вывозу домашних животных, их перевозке, ответственность за выпас домашних животных.
На указанный правовой акт прокурором Золотухинского района принесен протест, по результатам рассмотрения которого в решение внесены соответствующие изменения.
Прокурором Беловского района выявлен коррупциогенный фактор, связанный с наличием завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выражающихся в обязательном предоставлении документов, подлежащих получению в рамках межведомственного взаимодействия. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Раздел и объединение земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденный постановлением главы Беловского района от 01.06.2012 № 376, содержащий данные нормы, опротестован прокурором. Протест прокурора удовлетворен.
Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами Горшеченского, Дмитриевского, Фатежского, Советского, Суджанского районов, Щигровским межрайонным прокурором, прокурором г. Курска.
Информаций, содержащих сведения о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, от общественных организаций и независимых экспертов в прокуратуру области не поступало.