Прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о порядке использования муниципальной собственности
Органами прокуратуры Курской области проведена проверка соблюдения законодательства о порядке использования муниципальной собственности, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления выявлены многочисленные нарушения.
Установлено, что в нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не все органы местного самоуправления приняли нормативные правовые акты, регламентирующие порядок управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а принятые - зачастую содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству.
В ряде муниципальных образований Рыльского, Суджанского, Щигровского и других районов не разработаны и не утверждены положения об учете муниципального имущества, порядке и условиях приватизации муниципальной собственности. Так, муниципальным образованием «Поселок Черемисиново» Черемисиновского района не определены порядок, размеры и сроки перечисления в бюджет части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий.
В целях устранения указанных нарушений прокурорами районов внесено 123 представления и 27 протестов на незаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Так, прокурором Рыльского района опротестовано Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Локотский сельсовет» Рыльского района, которым установлена возможность наделения муниципальных унитарных предприятий и учреждений имуществом на основании договора безвозмездного пользования, предусмотрено право главы сельсовета своим распоряжением освобождать арендатора от арендной платы на период проведения капитального ремонта, допускается отчуждение муниципального имущества путем дарения, мены и т.д.
В ходе проверки установлено, что в реестры имущества муниципальной собственности ряда муниципальных образований необоснованно включаются объекты федеральной собственности, в том числе, участки недр и леса, водные объекты; сведения в реестры вносятся не в полном объеме, либо не обновляются, при списании муниципального имущества оно не исключается из базы данных, что приводит к недостоверной информации об объектах учета, содержащихся в реестре.
Выявлены муниципальные образования, где реестры имущества муниципальной собственности вообще не ведутся, не соблюдаются требования федерального законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Органами местного самоуправления допускаются факты нарушения требований ст. 217 ГК РФ об отчуждении муниципальной собственности в порядке приватизации, не соблюдаются условия участия в аукционе, предусмотренные Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 585 от 12.08.2007г.
Так, администрацией муниципального образования «Коммунаровский сельсовет» Беловского района был заключен с частным предпринимателем договор аренды нежилого помещения с последующей передачей права собственности на него арендатору.
В ходе проверки установлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок приватизации объектов культурного наследия, а именно, отсутствие в договорах приватизации условий охранных обязательств, касающихся сохранения объекта культурного наследия.
В нарушение требований Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» допускаются факты передачи в аренду нежилых помещений муниципальных дошкольных образовательных учреждений под осуществление торговой деятельности без проведения уполномоченным органом местного самоуправления экспертной оценки.
Нередко при передаче муниципальным унитарным предприятиям имущества на праве аренды либо безвозмездного пользования осуществляется его незаконное изъятие.
Так, решением представительного органа и главы муниципального образования «пос. Горшечное» все имущество, находящееся в МУП «Сервис» на праве хозяйственного ведения и эксплуатирующееся данным предприятием в целях удовлетворения жилищных и коммунальных потребностей жителей поселка, было изъято в казну указанного муниципального образования. В результате существенно нарушены права и законные интересы муниципального унитарного предприятия «Сервис», которое после изъятия движимого и недвижимого имущества прекратило осуществление своей деятельности, а работники были уволены. В дальнейшем предприятие на основании решения арбитражного суда Курской области было признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Прокурорскими проверками при предоставлении муниципальной собственности в аренду выявлены такие нарушения, как заключение договоров без согласия собственника, использование муниципального имущества не по целевому назначению, по истечении срока договора аренды, отсутствие контроля за поступлением арендной платы, взысканием пени и другие.
Имеют место факты нарушения порядка распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Так, допускается списание учреждениями в связи с износом муниципального имущества, переданного им на праве оперативного управления, без согласия собственника, нередки случаи разрушения и расхищения объектов муниципальной собственности, переданной учреждениям.
Муниципальными образованиями не реализуются права акционера, участника хозяйственных обществ.
При проверке деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий установлено, что уставы ряда МУПов не соответствуют действующему законодательству, уставные капиталы ниже установленного минимального размера уставного фонда, руководителями предприятий не соблюдаются предусмотренные законом ограничения, в установленных законом случаях собственнику не представляется бухгалтерская отчетность, не принимаются решения об уменьшении уставного фонда предприятия, ликвидации, реорганизации предприятия.
Так, в Уставе МУ МПП ЖКХ Солнцевского района не указаны сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника унитарного предприятия; не отражен порядок назначения на должность руководителя предприятия, а также порядок заключения с ним трудового договора; не указаны размеры фондов, создаваемых унитарным предприятием.
Всего в ходе проверки выявлено 389 нарушений закона, внесено 208 представлений об устранении нарушений закона, 54 протеста, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях, направлено 7 материалов в Арбитражный суд Курской области.