Прокуратурой области проанализировано состояние законности и практики прокурорского надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов
Прокуратурой Курской области в текущем году продолжена работа по осуществлению надзора за соблюдением федерального законодательства при реализации приоритетных национальных проектов.
В ходе осуществления программы «Развитие агропромышленного комплекса» прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения, связанные с обманом и злоупотреблением доверием при получении субсидий.
Так, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» для стимулирования развития малых форм хозяйствования – крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное хозяйство, предусмотрено возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Субсидии предоставлялись при условии своевременного погашения кредита и уплаты процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, а также использования средств кредита по целевому назначению.
Вместе с тем, установлены факты предоставления в комитет АПК Курской области недобросовестными заемщиками - получателями целевых кредитов – заведомо ложных документов, предоставляющих право на получение субсидии.
По каждому случаю нецелевого использования бюджетных средств прокуратурой были возбуждены уголовные дела.
Так, в Хомутовском районе ведется расследование по уголовному делу в отношении руководителя одного из коммерческих предприятий, который, используя свое служебное положение, путем обмана, предоставив подложные документы о покупке 12 голов скота, получил субсидию в сумме 23519 рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по банковскому кредиту для развития личного подсобного хозяйства.
По аналогичным основаниям возбуждены уголовные дела в Курском, Октябрьском, Большесолдатском и других районах.
Всего при осуществлении надзора за исполнением законодательства при реализации нацпроекта в сфере развития АПК прокурорами в текущем году выявлено 68 нарушений закона, в том числе, 12 незаконных правовых актов, принесено 12 протестов, внесено 7 представлений, 2 должностных лица предостережено о недопустимости нарушения закона, предъявлено 19 исков в защиту интересов федерального бюджета РФ на сумму свыше 590 тысяч рублей, возбуждено 26 уголовных дел.
В ходе проведенной прокуратурой области проверки исполнения законодательства, регламентирующего реализацию подпрограммы «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» установлены факты выдачи субсидий гражданам, не отвечающим условиям, определенным Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года №250.
Одним из условий участия в данной программе является наличие у гражданина собственных и/или заемных средств в размере не менее 30% стоимости строительства (приобретения) жилья.
Вместе с тем, жительница Мантуровского района Г., не имея законных оснований для получения субсидии, заключила с индивидуальным предпринимателем договор подряда на строительство индивидуального жилого дома, представив в администрацию Мантуровского сельсовета в качестве документа, подтверждающего наличие у нее денежных средств, вложенных в строительство, фиктивный акт выполненных строительных работ. Однако фактически никакого строительства на участке не велось, в связи с чем указанной гражданкой была незаконно получена субсидия в сумме 179 800 рублей.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.159 УК РФ.
Имели место случаи предоставления субсидий гражданам, необоснованно признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки на учет жилой площадью они были обеспечены, либо намеренно ухудшили свои жилищные условия.
К примеру, жительница Новоивановского сельсовета Ш. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и по подложной справке из сельсовета получила субсидию на строительство жилья на сумму 123400 рублей, хотя фактически вместе с мужем она проживает в доме, принадлежащем ему на праве собственности в порядке наследования, жильем по социальной норме обеспечена. В отношении предприимчивой гражданки также возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.159 УК РФ.
В ряде муниципальных образований выявлены факты, когда получателями господдержки признаны лица, подлежащие снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.5 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане, которым органами местного самоуправления предоставлен участок под строительство жилого дома, подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. Однако, в нарушение указанной нормы закона двое жителей Пристенского района с учета нуждающихся в жилье не сняты, в связи с чем, необоснованно признаны получателями господдержки.
Не всегда гражданами, претендующими на господдержку, предоставляются требуемые документы. Во многих случаях решение о постановке на жилищный учет вместо постановления главы муниципального образования оформлялось выпиской из решения жилищно-бытовой комиссии муниципального образования.
Постановлением собрания депутатов Становского сельсовета Тимского района от 27.11.2006 года утверждены нормативы общей жилой площади, определяющей уровень обеспеченности жильем на территории муниципального образования. Однако фактически собрание депутатов в тот день не проводилось, так как 7 из 9 депутатов отсутствовали и, следовательно, не выражали своего мнения по данному вопросу. Незаконное постановление прокурором района опротестовано.
Проведенной прокуратурой области проверкой соблюдения требований законодательства РФ, связанного с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», в комитете образования и науки Курской области при проведении в 2007 году конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, установлены нарушения закона.
В частности, рядом общеобразовательных школ - победителей конкурса были предоставлены на конкурс справки, заверенные учредителями, о том, что данными учреждениями в течение 3 лет не допускались нарушения трудового законодательства и законодательства в сфере образования, тогда как таковые имели место.
Многими образовательными учреждениями не были представлены учредительные договоры, которые в силу ст.52 Гражданского кодекса РФ относятся к категории учредительных документов.
В ряде случаев заявителями не были предоставлены свидетельства о государственной регистрации учреждения как юридического лица, его постановки на налоговый учет, включения в государственных реестр юридических лиц, без которых комиссия не могла проверить возможность осуществлять учреждением деятельность в соответствии с Уставом и распоряжаться финансовыми потоками, в т.ч. государственной субсидией.
По результатам проверки прокуратурой области направлено представление председателю комитета образования и науки Курской области об устранении указанных и других нарушений закона.
В ходе проведенных прокурорами районов проверок также выявлялись нарушения закона при реализации медицинскими учреждениями приоритетного национального проекта «Здоровье».
Так, незаконные выплаты медицинским работникам производились в МУЗ «Городская поликлиника №7» г.Курска, где главный врач своим приказом установил надбавки за оказание первичной медико-санитарной помощи медицинским работникам, которые данную медицинскую помощь не осуществляли, в частности, себе, двум заместителям главного врача, заведующему отделением, двум медицинским статистикам, всего 15 человек. Сумма незаконных выплат за период с января по октябрь 2006 года составила 30 тысяч рублей. По данному факту прокурором Сеймского административного округа г.Курска главному врачу МУЗ «Городская больница №7» г.Курска внесено представление, полученные денежные суммы были возвращены.
В ходе проведенной прокуратурой области проверки исполнения федерального законодательства, регламентирующего использование бюджетных средств при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» установлено, что на муниципальном уровне не везде разработаны и приняты программы по обеспечению жильем молодых семей, в связи с чем средства на их реализацию местными бюджетами не предусмотрены. Органами местного самоуправления не на должном уровне осуществляется информационное обеспечение о правилах участия в реализации программы. По данным фактам органами прокуратуры области внесено 20 представлений главам муниципальных образований.
Всего в текущем году по результатам осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере реализации приоритетных национальных проектов органами прокуратуры области выявлено 179 нарушений законов, в том числе, 18 незаконных правовых актов, внесено 17 протестов, 69 представлений, объявлено 5 предостережений, 11 лиц по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности и 2 лица наказано в административном порядке.
В суды общей юрисдикции органами прокуратуры области в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации направлено 30 исковых заявлений на сумму свыше 630 тысяч рублей.
По материалах прокурорских проверок в текущем году возбуждено 41 уголовное дело о преступлениях, связанных с реализацией федеральных целевых программ. Подавляющая часть выявленных преступлений совершена в рамках реализации нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» и два – в сфере здравоохранения.
Соблюдение законодательства на данном направлении деятельности находится на постоянном контроле в прокуратуре области.