Завершена первая в текущем году избирательная кампания в нашем регионе – прошли выборы главы города Курска и депутатов Курского городского Собрания.
Завершена первая в текущем году избирательная кампания в нашем регионе – прошли выборы главы города Курска и депутатов Курского городского Собрания. Впереди нас ожидают выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов представительных органов местного самоуправления во всех остальных муниципальных образованиях области. Особенностью нынешнего избирательного периода является то, что он проходит в рамках нового избирательного законодательства. Изменилось не только федеральное законодательство, но и законодательство Курской области. Выборы главы города Курска и депутатов Курского городского Собрания проводились уже по новому Избирательному кодексу Курской области, принятому Курской областной Думой в мае текущего года. Наряду с другими новеллами законодательства следует отметить серьезные изменения порядка ведения агитационной деятельности. Причем эти изменения заключаются в более жестком регулировании порядка проведения агитационной деятельности как самими кандидатами и их доверенными лицами, так и средствами массой информации и другими органами. Новый избирательный закон запрещает проведение какой-либо агитационной деятельности должностным лицам любого ранга с использованием своего служебного положения. Таким образом, сделана попытка законодательно "обуздать" пресловутый "административный ресурс". И уже можно отметить, что в период этой избирательной кампании каких-либо серьезных претензий в этом вопросе не было. Если еще в прошлую избирательную кампанию средства массовой информации могли безнаказанно публиковать различные материалы, зачастую безосновательно компрометирующие кандидатов, то сегодня публикация таких материалов уже была чревата для них рядом последствий. Да и агитационные материалы теперь в любых СМИ должны публиковаться с соблюдением определенных законом требований. Так, согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" экземпляры печатных агитационных материалы или их копии до начала их распространения должны быть направлены в избирательную комиссию; финансирование агитационных материалов должно быть произведено с предоплатой из избирательного фонда; размещены такие материалы могут быть в незапрещенных законом средствах массовой информации; в периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума; во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания. Тем не менее, несмотря на повышенные требования законодательства к опубликованию агитационных материалов, многие кандидаты в депутаты городского Собрания, на должность главы города, пытались проводить свою избирательную кампанию по старинке, используя и "черный пиар", и непредусмотренные законом способы агитации. Не все из них сосредоточились на пропаганде среди избирателей своей программы и своего видения будущего нашего города, а в основном, чернили других кандидатов. А отдельные из них, пытаясь привлечь избирателей, вообще построили агитацию на основе бессовестного использования в своих предвыборных интересах людских проблем и "болевых точек" отдельных слоев населения, безосновательно обещая с экранов телевизоров, на страницах газет скорое решение любых сложнейших вопросов и предоставление различных несбыточных благ для курян, не утруждая себя даже объяснениями по поводу источников появления обещанного изобилия и возможностей реального решения этих проблем. Сегодня по закону такие обещания, к сожалению, не являются наказуемыми и избирателям самим приходится определяться в реальности их исполнения. В ходе прошедших выборов зафиксированы отступления от закона, за которые предусмотрена ответственность в административном либо уголовном порядке. Поскольку законодательством серьезные полномочия по предотвращению правонарушений и наказанию виновных лиц предоставлены непосредственно избирательным комиссиям, то при их выявлении Временной избирательной комиссией города Курска принимались соответствующие меры ответственности к зарегистрированным кандидатам и другим лицам, нарушившим закон. Основные выявленные нарушения связаны с проведением кандидатами агитационной деятельности. В частности, имели место случаи распространения агитационных материалов без предоставления их в избирательную комиссию, размещение их на объектах без согласия на то собственников данных объектов. С учетом этих требований закона Ленинским судом города Курска признаны правомерными действия председателя комитета ЖКХ г. Курска Реутта А.В. по снятию с балконов муниципальных жилых домов агитационных материалов кандидата на должность главы города Карамышева В.Н. Самые серьезные нарушения нынешней избирательной кампании выявлены по шестому избирательному округу г. Курска. Проведенной прокурорской проверкой были установлены факты подкупа избирателей. По данному факту 25.09.2003 г. прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч.2 ст. 141 УК РФ. В настоящее время по данному делу проводится расследование. Зафиксированы факты агитационной деятельности в период, когда агитация уже запрещена, т.е. в день голосования и в предшествующий ему день. За нарушение требований закона такого характера прокуратурой Сеймского административного округа возбуждено административное производство в отношении кандидата в депутаты Курского городского Собрания Колокольчикова О.В. УВД г. Курска проводится проверка по факту распространения фальсифицированной правительственной телеграммы в поддержку кандидата на должность главы города Курска Лосева В.П. Имели место нарушения требований избирательного законодательства и средствами массовой информации, которые публиковали агитационные материалы до начала агитационной деятельности. Особого внимания заслуживает проблема привлечения к ответственности тех средств массовой информации и отдельных журналистов, которые активно участвуют в нечестной предвыборной агитации, публикуя заказные "обличительные", но при этом недостоверные, сведения о тех органах, организациях, гражданах, на критике которых некоторые кандидаты пытаются заработать политический авторитет. Здесь следует иметь в виду два аспекта: правовой и моральный. С точки зрения закона журналисты вправе излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за их подписью. Однако нельзя забывать и о том, что среди обязанностей журналиста важнейшими являются требования проверять достоверность сообщаемой им информации, получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Имея в виду содержание ст.152 ГК РФ, журналист обязан уважать и деловую репутацию граждан и организаций. Ответственность редакций СМИ, главных редакторов, журналистов в основном связана с вопросами о распространении сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и правами журналиста. Однако на практике вся их ответственность, как правило, выражается в возмещении морального вреда, и то – нечасто. А чаще всего просто публикуется опровержение, и тем ограничиваются. Здесь необходимо всем занимать более жесткую позицию: необходимо совершенствовать законодательство о средствах массовой информации с целью выработки более эффективного механизма привлечения СМИ, журналистов к установленной ответственности, на сегодняшний момент следует активнее использовать предоставленные действующим законодательством уполномоченным органам и гражданам возможности реагирования на допускаемые СМИ нарушения. Но никто, и ни что: ни закон, ни правоприменительная практика, не заменят важности и действенности морального фактора в работе журналистов. Профессиональная честь журналиста, престиж газеты, журнала, телерадиокомпании – могут играть и играют важнейшую роль, определяющую профессиональную позицию любого уважающего себя журналиста, средства массовой информации. Даже когда закон не запрещает, но совесть не велит – такой журналист не будет размениваться и изменять своим принципам, а серьезное СМИ не позволит уронить свой престиж ради чьих-то политических амбиций, даже за большие деньги. К сожалению, нормы морали, как правило, в избирательной кампании уходят на второй план. Да и законодательные требования не всегда останавливают от нарушений. Поскольку впереди нас ожидают более сложные и ответственные выборы, хотелось бы предостеречь тех, кто захочет в дальнейшем попасть в депутатское кресло путем обмана и нарушений закона. Правоохранительными органами будут предприняты все меры для предотвращения подобных фактов и наказания виновных. В связи с назначением даты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Курской области начата работа по подготовке к проведению новых выборов. Избирательной комиссией Курской области сформированы две окружные избирательные комиссии по 97 и 98 одномандатным избирательным округам, которые с 05.09.2003 года приступили к работе. Каких-либо нарушений избирательного законодательства на данном этапе избирательной кампании не установлено. Жалоб и заявлений в органы прокуратуры не поступало. В целях обеспечения законности в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципальных образований области все прокуроры районов и специализированные прокуроры сориентированы на обеспечение неукоснительного прокурорского надзора за соблюдением избирательного законодательства в целях своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере законодательства о выборах, на своевременное рассмотрение и разрешение жалоб и обращений. В целях оперативного и качественного рассмотрения жалоб и заявлений о нарушениях избирательного законодательства прокурором области создана рабочая группа из числа работников аппарата прокуратуры области и прокуратур административных округов г. Курска. Такие же рабочие группы приказом прокурора области предписано создать в районах области, куда помимо работников прокуратур войдут представители органов внутренних дел и органов государственной власти. Вопросы обеспечения законности в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были обсуждены 3 октября 2003г. расширенной коллегией прокуратуры области. В работе коллегии приняла участие и выступила с информацией по новому избирательному законодательству заместитель председателя Избирательной комиссии Курской области Бахтина Т.А. Контроль за организацией надзора за законностью проведения предстоящих выборов возложен на заместителя прокурора Курской области.