12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой области обеспечивается систематический надзор за исполнением законодательства в сфере охраны населенных пунктов, расположенных в лесном массиве, а также лесов от природных пожаров.
Анализ состояния законности в указанной сфере свидетельствует о том, что уполномоченными органами приняты соответствующие меры, в том числе сформирована соответствующая нормативно-правовая база, в бюджете предусмотрены необходимые денежные средства, осуществлены организационные мероприятия.
Следует отметить, что с начала пожароопасного сезона на землях лесного фонда, расположенных на территории Курской области, пожаров не зарегистрировано.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой Курской области проверки в деятельности регионального комитета лесного хозяйства выявлены отдельные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые выразились в ненадлежащем определении в государственных контрактах условий ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика).
По результатам рассмотрения представления прокуратуры области комитет лесного хозяйства положения государственных контрактов привел в соответствие с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
За последние годы мерами прокурорского реагирования пресечено более 1 500 нарушений в деятельности органов местного самоуправления и лесопользователей, что способствовало обеспечению законности в данной сфере, а также значительному снижению фактов несоблюдения требований законодательства.
В результате вмешательства прокуратуры в 2013-2015 гг. практически повсеместно органы местного самоуправления привели в соответствие с действующим законодательством положения муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах. Также в ходе прокурорских проверок ими приняты меры по надлежащему содержанию источников водоснабжения, обеспечению добровольных пожарных дружин средствами индивидуальной защиты, техническими средствами тушения пожаров, обеспечению средствами централизованного оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По представлениям прокуроров активизирована работа глав муниципальных образований, председателей садовых некоммерческих товариществ по установлению и привлечению к ответственности лиц, допустивших сжигание сухой травы.
Лесопользователями приняты меры по противопожарному обустройству лесов, дополнительно приобретено противопожарное оборудование и инвентарь; проведены работы по обновлению минерализованных полос и уборке порубочных остатков.
Кроме того, в истекшем периоде 2016 года прокуроры выявили отдельные нарушения в работе муниципальных органов власти.
В частности, имели место факты ненадлежащего содержания пожарных гидрантов, не проводилась разъяснительная и профилактическая работа о мерах противопожарной безопасности, отсутствовали указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, не принимались меры по очистке территорий сельских советов от сухой растительности, не обеспечивались условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а также на водонапорных башнях отсутствовали краны для отбора воды пожарными автомобилями, не принимались меры по привлечению к административной ответственности лиц, допускавших сжигание сухой травы.
Всего в 1 полугодии 2016 года прокурорами выявлено 477 нарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности, в целях устранения которых внесено 176 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 113 лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 71 лицо. В суды общей юрисдикции направлено 24 заявления. О недопустимости нарушения закона предостережены 28 лиц.