12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Надзор за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры Курской области и осуществляется на систематической основе.
Отдельное внимание уделено законности нормативно-правовой базы.
По протесту прокуратуры области приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства отдельные положения административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденного приказом начальника государственной жилищной инспекции Курской области от 14.08.2015 № 01-04/55, регламентирующие обязанности должностных лиц Инспекции при проведении проверки; права и обязанности должностных лиц, в отношении которых осуществляются проверки; основания для включения плановой проверки в ежегодный план, а также основания для проведения внеплановых проверок.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры области из Государственной программы Курской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 № 716-па, исключены избыточные требования, связанные с обязательной регистрацией по месту постоянного жительства на территории Курской области, препятствующие получению молодыми семьями мер государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий.
Под постоянным прокурорским надзором находится деятельность органов государственной власти, реализующих полномочия в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при осуществлении государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
По представлениям прокуратуры области комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области и Региональным оператором фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области устранены нарушения законодательства при организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области.
В результате прокурорского вмешательства государственной жилищной инспекцией Курской области устранены нарушения в части ненадлежащего осуществления полномочий по контролю в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования, а также при оформлении актов по результатам плановых и внеплановых проверок.
Территориальными прокурорами пресечены нарушения по фактам бездействия органов местного самоуправления в вопросах проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, при реализации предоставленных полномочий в сфере водоснабжения населения и водоотведения, проведении инвентаризации водопроводных сетей, постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, а также при регистрации права муниципальной собственности на принадлежащие объекты водоснабжения.
Так, Обоянским районным судом удовлетворено административное исковое заявление прокурора Обоянского района о признании бездействия Администрации г. Обоянь незаконным, обязании в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Также, судом удовлетворено административное исковое заявление прокурора Фатежского района о признании незаконным бездействия администрации Банинского сельсовета Фатежского района по обеспечению водоснабжения населения.
По представлениям прокуроров Конышевского и Черемисиновского районов органами местного самоуправления организовано водоснабжение и водоотведение в границах муниципальных образований.
Наибольшее количество нарушений выявлено в деятельности хозяйствующих субъектов.
Территориальными прокурорами пресечены факты нарушений законодательства при содержании внутридомового газового и лифтового оборудования, применении тарифов и начислении платы за коммунальные ресурсы, а также при учете потребленных ресурсов и заключении договоров на их поставку.
Так, прокурором Тимского района установлено, что АНО «Водоснабжение села 2-е Выгорное», осуществляющее деятельность по холодному водоснабжению населения, в нарушение ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», производило взимание платы за коммунальные услуги при отсутствии тарифов, установленных уполномоченным органом – комитетом по тарифам и ценам Курской области. В результате прокурорского вмешательства выявленные нарушения устранены.
Под постоянным прокурорским надзором находятся вопросы полноты и своевременности расчетов за поставленные потребителям энергоресурсы.
В деятельности управляющих компаний выявлены факты уголовно наказуемых деяний при использовании денежных средств граждан, оплаченных за жилищно-коммунальные услуги.
Так, в настоящее время в Ленинский районный суд г. Курска направлено уголовное дело, возбужденное по результатам прокурорской проверки по обвинению руководителя ООО «Управляющая компания УЮТ» в хищении полученных от граждан денежных средств на общую сумму более 7,5 млн. рублей.
По требованию прокуроров Дмитриевского, Мантуровского, Медвенского, Рыльского, Тимского районов, Курчатовского и Льговского межрайонных прокуроров, прокурора г. Курска коммунальными организациями и органами местного самоуправления была погашена значительная часть имевшейся задолженности перед поставщиками энергоресурсов.
Всего в первом полугодии 2016 года в жилищно-коммунальной сфере выявлено 1145 нарушений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 276 лиц. В суд направлено 70 исков. О недопустимости нарушений закона предостережено 183 лица.