12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Одно из основных экономических богатств Курской области – земельные ресурсы. В этой связи регион по праву считается аграрным, и органы прокуратуры области уделяют пристальное внимание соблюдению земельного законодательства на территории области.
По итогам 2015 года прокуратурой области пресечено более 2600 нарушений земельного законодательства. В соответствие с измененным федеральным законодательством в 2015 году приведено более 250 нормативных актов органов местного самоуправления. Разработаны и утверждены административные регламенты государственных и муниципальных услуг, регулирующие порядок распоряжения земельными участками.
Активная работа прокуроров позволила выявить и пресечь более 2600 нарушений, связанных с незаконным использованием земельных участков, переводом земель в иные категории. Не допущено незаконное распоряжение сельскохозяйственными землями, защищены права граждан и предпринимателей на своевременное предоставление земельных участков в установленном порядке. Благодаря принятым мерам устранено более 740 нарушений порядка и сроков предоставления земельных участков. Пресечены отдельные случаи незаконного предоставления земельных участков с нарушением порядка проведения аукционов.
Мерами прокурорского реагирования обеспечено надлежащее информационное взаимодействие между уполномоченными органами при осуществлении кадастрового учета земельных участков. За нарушение порядка взаимодействия в 2015 году более 60 должностных лиц органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.35 КоАП РФ.
Особое внимание прокуратурой области уделяется оценке законности и полноте мер, принимаемых органами местного самоуправления при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Общая площадь всех земель на территории Курской области составляет около 3 млн. га.
Землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, а также зданиями, сооружениями. В структуре земель сельскохозяйственного назначения Курской области сельскохозяйственные угодья составляют более 92 %.
Одной из наиболее актуальных проблем на территории области в последние годы является использование невостребованных земельных долей и включение таких земель в гражданский оборот на законных основаниях.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3-х и более лет подряд.
Проблема использования невостребованных земельных долей заключается в том, что собственники – (в большинстве случаев это бывшие работники колхоза) – умерли, а их наследники своевременно не зарегистрировали право собственности, не имеют права распоряжаться землей и в большинстве случаев не желают ее использовать.
Органы местного самоуправления также не уполномочены распоряжаться такими земельными долями до принятия их в муниципальную собственность.
Специальный порядок признания земельных долей невостребованными и принятия их в муниципальную собственность определен законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
До прохождения установленной законом процедуры и признания судом права муниципального образования на земельные доли никто не вправе распоряжаться ими. Любой случай их использования является незаконным.
Анализ состояния законности показал, что в 2011 году на территории Курской области имелось более 240 000 га земель, в отношении которых было необходимо проводить процедуру признания невостребованными и принимать их в муниципальную собственность для дальнейшего включения в оборот и законного предоставления для использования фермерами и сельскохозяйственными организациями.
Однако в ходе прокурорских проверок установлено, что работа на данном направлении органами местного самоуправления не велась. Такая ситуация являлась крайне недопустимой, поскольку препятствовала законному включению земель в оборот и извлечению местными бюджетами доходов от их использования.
Прокуратура области занимает принципиальную активную позицию и принимает полный комплекс мер, направленных на понуждение поселковых администраций формировать списки и обращаться в суд для принятия земель в свою собственность, чтобы иметь законные основания распоряжения ими.
В результате принятых мер прокурорского реагирования работа была активизирована.
Благодаря прокурорскому вмешательству в период с 2011-2015 гг. органами местного самоуправления проведены собрания и сформировано более 780 списков невостребованных земельных долей на более чем 210 000 га.
В тот же период решениями судов общей юрисдикции признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, общей площадью более 75 000 га.
Прокурорами продолжается работа по надзору за полнотой мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В этой связи статистические данные о результатах работы местных администраций систематически оцениваются территориальными прокурорами, которые при наличии оснований незамедлительно реагируют на допущенные нарушения.
Указанные меры направлены на активизацию деятельности органов местного самоуправления по признанию и регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, что позволит обеспечить не только законное распоряжение и использование земельных участков, но и будет способствовать повышению доходной части бюджетов.
Практика прокурорского надзора в последние годы показала, что многочисленными являются случаи использования невостребованных земельных долей до их принятия в судебном порядке в муниципальную собственность по так называемым «Соглашениям» с администрацией поселка или района.
Указанный способ использования земель сельскохозяйственного назначения является незаконным, в связи с чем при выявлении таких Соглашений районные прокуроры не только привлекают землепользователей к административной ответственности, но и вносят представления в органы местного самоуправления с требованием об их расторжении, привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, заключивших их в отсутствие законных оснований.