12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В первом полугодии 2014 органами прокуратуры области дана оценка 365 региональным нормативным правовым актам и 6305 нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Меры прокурорского реагирования приняты в отношении 1194 нормативных актов, положения которых противоречили действующему законодательству.
В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства принесено 13 протестов на незаконные положения 22 областных нормативных актов, внесено 4 представления, в которых указано на необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством 9 областных нормативных актов.
Наиболее распространенными являлись нарушения федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления государственных услуг, в том числе субъектам предпринимательской деятельности.
В результате принятых мер прокурорского реагирования в региональных нормативных актах устранены нарушения законодательства в сфере осуществления государственного контроля, градостроительного, жилищного, природоохранного законодательства, порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам.
Так, при осуществлении надзорной деятельности установлены факты несвоевременного принятия региональных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере градостроительной деятельности, охраны объектов культурного наследия.
В частности, в нарушение требований Федерального закона «О рекламе», Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Администрацией Курской области своевременно не был установлен порядок согласования разработанных органами местного самоуправления схем размещения рекламных конструкций, а также не определен уполномоченный орган исполнительной власти области.
Отсутствие своевременно установленного порядка согласования уполномоченным органом исполнительной власти области схем размещения рекламных конструкций не позволило органам местного самоуправления в срок исполнить возложенные на них федеральным законодательством обязанности.
Кроме того, органами государственной власти Курской области своевременно не были обеспечены разработка и принятие законодательного акта, определяющего организацию и функционирование исторических поселений.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры области об устранении нарушений федерального законодательства при осуществлении регионального нормотворчества, внесенного Губернатору Курской области, разработан и принят Закон Курской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «Об объектах культурного наследия Курской области». Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, территориальными прокурорами в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством муниципальных нормативных актов внесено 32 представления на незаконные положения 140 муниципальных нормативных актов, принесено 1 020 протестов на положения 1 022 муниципальных нормативных актов, в суд направлено 1 заявление.
Наиболее часто органами и должностными лицами местного самоуправления допускались нарушения бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства при регулировании отношений, связанных с оказанием муниципальных услуг, размещением муниципального заказа, проверкой сведений о доходах и расходах, представляемых муниципальными служащими, членами их семей, руководителями муниципальных учреждений.
Для реализации прав физических и юридических лиц на получение в надлежащем порядке муниципальных услуг территориальные прокуроры особое внимание уделяли муниципальным нормативным актам, регулирующим отношения в данной сфере.
Так, Железногорской межрайонной прокуратурой при проведении мониторинга положений действующих административных регламентов предоставления муниципальных услуг, установлены нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в установлении избыточного перечня документов, представляемых заявителем для получения муниципальных услуг.
В частности, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача справок, выписок из домовых и похозяйственных книг», утвержденным постановлением главы Андросовского сельсовета, предусматривалось представление заявителем в орган местного самоуправления для получения выписки из похозяйственной книги правоустанавливающих документов на дом и земельный участок. Аналогичные документы заявитель обязан был предоставить в орган местного самоуправления и для получения справки о наличии земельного участка.
Вместе с тем, в силу действующего законодательства, указанные сведения находятся в распоряжении органа, осуществляющего предоставление муниципальной услуги и, следовательно, их истребование у граждан являлось незаконным.
По результатам рассмотрения протеста Железногорской межрайонной прокуратуры муниципальный нормативный акт приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Аналогичные нарушения требований федерального законодательства выявлены прокурорами Конышевского, Кореневского, Поныровского, Суджанского районов.
Всего территориальными прокурорами в первом полугодии 2014 принесено 148 протестов на положения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, которыми устанавливались дополнительные (излишние) документы для получения муниципальных услуг, нарушался установленный федеральным законодательством порядок досудебного (внесудебного) обжалования.