12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Вопросы соблюдения действующего федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере находятся под постоянным контролем органов прокуратуры.
Благодаря прокурорскому вмешательству на территории области практически исключены нарушения, касающиеся выбора способа управления многоквартирными домами и установления органами местного самоуправления с превышением компетенции нормативов и тарифов в жилищно-коммунальной сфере.
Вместе с тем, в жилищно-коммунальной сфере по-прежнему допускаются нарушения, как со стороны уполномоченных органов, так и хозяйствующих субъектов.
Меры прокурорского реагирования были направлены на защиту и восстановление жилищных прав граждан и обеспечение законности нормативно-правовой базы.
Так, по требованиям прокуратуры области и территориальных прокуроров в соответствие с федеральным законодательством приведено 54 нормативных правовых акта, в том числе по представлению прокуратуры области введены в действие нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.
Особое внимание уделялось эффективности и законности деятельности уполномоченных в сфере ЖКХ органов.
В частности, в адрес начальника государственной жилищной инспекции Курской области внесено 12 представлений об устранении нарушений законодательства о государственном контроле, порядке рассмотрения обращений граждан, а также административного законодательства, выявленных органами прокуратуры Курской области.
Территориальными прокурорами принимались меры, направленные на предотвращение и устранение конфликта интересов в деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий.
Так, в результате рассмотрения представления прокурора Большесолдатского района расторгнут трудовой договор с руководителем муниципального унитарного предприятия «Большесолдатское ЖКХ», который одновременно являлся главой крестьянско-фермерского хозяйства.
По аналогичным основаниям меры прокурорского реагирования принимались Железногорским межрайонным прокурором, прокурорами Курского, Хомутовского районов.
Особое внимание органами прокуратуры области уделяется вопросам имеющейся задолженности у управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов, так как данная проблема напрямую влияет на бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям-гражданам.
Например, проведенная прокурором города Курска проверка показала, что в 18 управляющих организациях города не принимается должных мер по погашению образовавшейся задолженности за потребленные коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями. Задолженность образовалась в связи с несвоевременной оплатой жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении данных управляющих организаций. Однако, в нарушение требований ст.162 Жилищного кодекса РФ, а также взятых на себя по договорам управления многоквартирными домами обязательств, работа по взысканию с собственников жилых помещений задолженности за жилищно-коммунальные услуги не проводилась. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования часть задолженности погашена, управляющими организациями предъявлены иски к гражданам, имеющим задолженность за жилищно-коммунальные услуги.
Прокурорами выявлялись факты неправомерного расходования денежных средств, полученных от населения в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги.
В частности, по инициативе прокурора г. Курска возбуждено 2 уголовных дела в отношении ООО «Чистый Курск» и ООО «УК Виктория», которыми полученные от граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг денежные средства в размере более 3,3 млн. рублей в ресурсоснабжающие организации перечислены не были, а израсходованы на иные цели.
Прокурорами пресечены факты ненадлежащего содержания общего имущества собственников, некачественного и не в полном объеме предоставления коммунальных услуг, нарушений при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги и при раскрытии информации, связанной с управлением многоквартирными домами.
Так, с начала года внесено 24 представления, вынесено 12 постановлений о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях в связи с нарушениями требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, выразившимися в неполноте опубликованных управляющими организациями сведений.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что управляющие компании, зачастую, игнорируют требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Нарушения подобного рода допускались ООО «Управляющая компания Курска», ООО «КомЦентр», ООО УК «КомЦентр», ООО «ТСЖ КПД», ООО «ТСЖ Восход», ООО «ТСЖ Восход-Жилсервис». По результатам рассмотрения представлений прокурора города Курска, 6 руководителей управляющих компаний привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
Всего в 1 полугодии 2014 года органами прокуратуры области выявлено 1139 нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 266 лиц, отменено или приведено в соответствие с действующим законодательством 54 незаконных правовых акта, в суд направлено 36 исков. По постановлениям прокуроров возбуждено 4 уголовных дела. О недопустимости нарушения законодательства предостережено 187 должностных лиц.