12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Анализ состояния законности в данной сфере правоотношений свидетельствует о наличии нарушений, допускаемых как органами государственной власти области и их подведомственными учреждениями, так и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными заказчиками.
Мерами прокурорского реагирования в 2013 году устранено 1242 нарушения законодательства в сфере размещения заказов. Наиболее характерными являются нарушения при ведении реестров закупок, отсутствие надлежащего информационного обеспечения заказа, не размещение планов-графиков закупок на официальном сайте в сети «Интернет», несоответствие требованиям закона извещений о проведении запросов котировок и торгов, нарушения при заключении и исполнении контрактов и другие.
В ходе проведенной плановой проверки исполнения бюджетного законодательства при реализации программ модернизации образования и здравоохранения Курской области выявлено значительное число нарушений в деятельности органов государственной власти области и участников программы – учреждений здравоохранения и образования.
За нарушение порядка отбора участников запроса котировок 6 членов котировочной комиссии комитета здравоохранения Курской области по постановлениям прокуратуры области привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
Только после прокурорского вмешательства исполнен в полном объеме заключенный комитетом здравоохранения Курской области с ООО «Техно-Щит» в рамках исполнения мероприятий программы модернизации здравоохранения Курской области контракт по установке и настройке программно-аппаратного комплекса.
В 2013 году органами прокуратуры принимались меры по исключению из практики муниципальных заказчиков случаев необоснованного размещения заказов у единственного поставщика при отсутствии установленных федеральным законодательством оснований.
По постановлениям прокуроров Курского и Мантуровского районов 5 директоров образовательных учреждений привлечены к административной ответственности за незаконное заключение контрактов с единственным поставщиком на основании решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при том, что работы имели плановый характер.
Прокурорами Пристенского и Солнцевского районов предъявлено 17 исков об обязании глав муниципальных образований провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Все иски рассмотрены и удовлетворены. Решения судов исполнены.
Проведенный прокуратурой области анализ причин многочисленных нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений показал, что совершению нарушений закона способствует неэффективная работа как местных, так и региональных органов контроля в сфере размещения заказов.
В целях устранения бездействия контролирующих органов территориальными прокурорами внесены представления практически в каждый орган местного самоуправления муниципального района и городского округа, уполномоченный на осуществления функций по контролю в сфере размещения заказов.
Органами прокуратуры области работа на данном направлении деятельности продолжается.