12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Вопросы надзора за соблюдением бюджетного законодательстваорганами прокуратуры области рассматриваются в числе приоритетных.
Благодаря системной работе органов прокуратуры области на данном направлении надзорной деятельности в регионе значительно снизилось количество незаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Если в 2011 году было выявлено 600 незаконных нормативных правовых актов данной категории, в 2013 году их количество снизилось более чем в 3 раза и составило 186.
Снижению количества допускаемых нарушений законодательства в бюджетной сфере способствовали превентивные меры реагирования, позволяющие предупредить возможные нарушения на ранних стадиях бюджетного процесса.
На протяжении 2-х лет практически повсеместно территориальными прокурорами объявлялись предостережения должностным лицам органов местного самоуправления в случаях отсутствия в проектах местных бюджетов бюджетных ассигнований на мероприятия, предусмотренные муниципальными целевыми программами. В результате этого уполномоченными органами принимались дополнительные меры по изысканию средств и направлению их на решение социально значимых вопросов.
Прокурорскими проверками установлены факты хищения бюджетных средств.
Так, по постановлению прокурора Центрального административного округа г. Курска следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении главного врача ОБУЗ «Курская областная клиническая станция переливания крови», который в течение длительного периода без распорядительных документов работодателя назначал себе дополнительные незаконные выплаты. Впоследствии суд признал его виновным в совершении указанного преступления и назначил наказание в виде штрафа.
Наиболее часто встречаются нарушения при использовании денежных средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
По указанным фактам органами прокуратуры области вынесено 5 постановлений о направлении материалов проверок в органы предварительного следствия для решения вопросов об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2 уголовных дела, 3 материала находятся на рассмотрении.
В результате принятых в 2013 году органами прокуратуры мер реагирования устранено 1280 нарушений бюджетного законодательства. Наиболее характерными являются нарушения, допускаемые органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе об утверждении местных бюджетов, их опубликовании, организации финансирования предусмотренных муниципальными программами мероприятий по различным направлениям жизнедеятельности.
По результатам рассмотрения представлений об устранении нарушений закона 117 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Одной из наиболее эффективных мер прокурорского реагирования является обращение в суд с исками о взыскании незаконно полученных бюджетных средств.
Так, Кировским районным судом г. Курска удовлетворено исковое заявление прокурора Сеймского административного округа г. Курска в интересах бюджета Пенсионного фонда о взыскании с гражданина неосновательного обогащения, незаконно полученного в виде средства материнского (семейного) капитала в размере 359 тыс. руб. Всего же в 2013 году судами Курской области удовлетворено 113 исковых заявлений на сумму 1 089 000 руб.
Вопросы надзора за соблюдением бюджетного законодательстваорганами прокуратуры области рассматриваются в числе приоритетных.