12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В течение 9 месяцев 2013 года органами прокуратуры области выявлено 2596нарушений законодательства о противодействии коррупции. В целях устранения выявленных нарушений приняты следующие меры прокурорского реагирования: внесено 564представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 560лиц. На незаконные положения нормативных правовых актов принесено 453 протеста, по рассмотренным протестам приведены в соответствие с требованиями законодательства 436 правовых актов, в суды направлено 177 исковых заявлений (заявлений), в целях предупреждения нарушений закона объявлено 32 предостережения, 55 лиц привлечены к административной ответственности, по результатам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что самым распространенным нарушением является ненадлежащее исполнение обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Имеют место нарушения Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Так, при проведении прокуратурой области проверки исполнения УФССП России по Курской области законодательства о противодействии коррупции установлено, что источники получения средств, за счет которых приобретено имущество, отраженные в справках о расходах отдельных сотрудников УФССП России, в полном объеме не подтверждают сумму сделки.
При этом, в нарушение ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» проверка достоверности и полноты сведений о расходах должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не проводилась.
По указанным фактам на имя руководителя УФССП России по Курской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства, в установленном порядке проводятся проверки.
В истекшем периоде 2013 года установлен факт конфликта интересов, стороной которого являлся государственный служащий Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, который вопреки требованиям законодательства, лично принимал непосредственное участие в решении вопросов о предоставлении государственной поддержки в виде субсидии и микрозаймов юридическому лицу, единственным учредителем и директором которого являлась его супруга. При этом, указанное юридическое лицо не относится к субъектам государственной поддержки.
Прокурором Рыльского района установлено, что в подчинении главы одного из муниципальных образований района в должности начальника отдела работает супруга его сына.
Прокурором Хомутовского района выявлен факт участия муниципального служащего в решении вопроса распределения санаторно-курортных путевок своей несовершеннолетней дочери.
По всем указанным фактам органами прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение конфликта интересов. Требования прокурора удовлетворены.
Органами прокуратуры области в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлялись нарушения бюджетного законодательства, имеющие коррупционную составляющую.
Многочисленные нарушения допускались образовательными и медицинскими учреждениями при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Прокурором Большесолдатского района установлено, что при реализации программы модернизации здравоохранения в ОБУЗ «Большесолдатская ЦРБ» поставлено рентгенологическое оборудование, не соответствующее техническим характеристикам, указанным в документации об аукционе.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором в следственный орган направлены материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По материалу проводится доследственная проверка.
В целях снижения коррупционных рисков в сфере использования муниципального имущества прокурорами Тимского, Октябрьского, Суджанского, Солнцевского, Хомутовского, Фатежского районов области принесено 16 протестов на незаконные положения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ведения реестров муниципальной собственности. По протестам прокуроров нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями закона.
Имеет место незаконное распоряжение муниципальной собственностью.
Так, администрацией г. Курска в целях предоставления хозяйствующим субъектам земельных участков указанной категории, минуя процедуру торгов, жилые дома, признанные аварийными, переводились в нежилые с последующим предоставлением в аренду отдельных помещений этих объектов, что являлось основанием для передачи в аренду земельных участков и получения разрешения на строительство.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой г. Курска внесено представление главе г. Курска. По результатам рассмотрения представления незаконные действия, направленные на передачу прав на земельные участки, пресечены.
Кроме того, 18.09.2013 СУ СК России по Курской области по материалам проверки по фактам незаконного распоряжения земельными участками возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, по которому проводится расследование.
Органами прокуратуры области принимались меры к возмещению ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. В истекшем периоде 2013 года прокурорами предъявлено 6 исков о возмещении ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями, на общую сумму 2 169 тыс. руб.
По постановлениям прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере противодействия коррупции привлечено к ответственности 23 лица.
Так, по постановлению прокуратуры Центрального административного округа г. Курска по ст. 19.29 КоАП РФ подвергнут административному штрафу в размере 20 тыс. руб. директор коммерческой организации за непредставление в администрацию г. Курска сведений о приеме на работу бывшего муниципального служащего.
Реализуя полномочия, предоставленные ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», прокуроры координировали деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, правоохранительными органами области проводилась системная и целенаправленная работа по противодействию коррупционной преступности.
За 9 месяцев 2013 года выявлено 255 преступлений коррупционной направленности. Среди них 80 преступлений, связанных со взяточничеством. Выявлено 10 взяткополучателей, обладающих значительными властными полномочиями.
Преступления названной категории выявлялись в сферах бюджетных и земельных правоотношений, размещения заказов для государственных нужд, использования муниципального жилищного фонда, осуществления государственного контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Реализуя принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в указанный период прокуроры поддержали государственное обвинение по 73 уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, в отношении 77 лиц.
Субъектами указанных преступлений являлись 8 глав муниципальных образований, 5 муниципальных служащих, 4 государственных служащих, 3 должностных лица правоохранительных органов, из них 2 работника органов внутренних дел, 4 адвоката, 7 сотрудников государственных и муниципальных учреждений и предприятий, 5 врачей, 4 преподавателя, 16 сотрудников коммерческих организаций, 6 сотрудников некоммерческих организаций, 15 взяткодателей и посредников в передаче взятки.
По делам о коррупционных преступлениях осуждено к реальному лишению свободы 17 лиц, к условной мере наказания - 20 лиц, к штрафу - 39 лиц, лишению права заниматься определенной деятельностью - 1 лицо.
Отдел по надзору за исполнением
законодательства о противодействии
коррупции