12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратура области провела проверку исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, в том числе при осуществлении государственного и муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг, обеспечении свободы экономической деятельности и в других сферах.
Установлены нарушения федерального законодательства при принятии административных регламентов региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Так, Административным регламентом комитета промышленности, транспорта и связи Курской области функциями по осуществлению регионального государственного контроля за перевозками пассажиров и багажа легковым такси было незаконно наделено Областное казенное учреждение «Центр транспортных услуг», что давало возможность работникам учреждения проводить внеплановые проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
В результате применения незаконных положений данного регламента работниками ОКУ «Центр транспортных услуг» в отсутствие полномочий проведена внеплановая документарная проверка в отношении индивидуального предпринимателя.
Имелись факты ущемления прав предпринимателей в результате принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений в сфере ветеринарии, организации пассажирских перевозок, направленных на ограничение конкуренции.
Допускались случаи возложения на хозяйствующие субъекты обязанностей, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления, факты навязывания выполнения платных мероприятий.
Прокуратурой Фатежского района опротестовано Положение о муниципальном земельном контроле, которым на хозяйствующие субъекты незаконно возложены обязанности по возмещению расходов, возникающих в ходе осуществления мероприятий по земельному контролю, связанных с проведением обследования, анализов, измерений, экспертиз.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам преимущественного права выкупа арендуемого ими муниципального имущества в нарушение требований законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг на заявителей возлагалась обязанность произвести за собственные средства техническую инвентаризацию данного имущества, подготовить копию технического паспорта, изготовить технический план в Курском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Выявлены нарушения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Должностными лицами комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования, государственной инспекции строительного надзора Курской области проводились внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Без проведения проверок в установленном законом порядке государственными инспекторами-инженерами инспекции Гостехнадзора по Курской области выдавались предписания об устранении нарушений закона субъектам предпринимательской деятельности.
По представлению прокуратуры области за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц Инспекции.
За проведение внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры, привлечение к проведению контрольных мероприятий лиц, не аккредитованных в качестве экспертных организаций, выдачу предписаний без проведения проверок по постановлениям заместителя прокурора области к административной ответственности привлечены должностные лица комитета промышленности, транспорта и связи, комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования, государственной инспекции строительного надзора, инспекции Гостехнадзора Курской области.
Прокурорами Солнцевского и Обоянского районов в 10 органах муниципального земельного контроля выявлены факты проведения плановых проверок, не включенных в план.
Установлены нарушения при проведении контрольных мероприятий: несоблюдение процедуры организации и проведения проверок, в том числе порядка уведомления проверяемых лиц о проведении проверки, ненадлежащее оформление распоряжений о проведении проверки, актов проверок.
Несмотря на имеющуюся техническая возможность функционирования программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего процесс предоставления государственных услуг в электронном виде, только комитет образования и науки и комитет социального обеспечения оказывают услуги в электронном виде. Остальные отраслевые органы исполнительной власти Курской области услуги в электронном виде не предоставляют, что свидетельствует о ненадлежащей работе по размещению информации о предоставляемых государственных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Повсеместно выявлены факты бездействия органов местного самоуправления при реализации государственной политики по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В частности, органами местного самоуправления большинства муниципальных образований не утверждались планы-графики перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, порядки ведения реестров муниципальных услуг.
Проведенной проверкой установлено, что не всеми уполномоченными органами власти обеспечено надлежащее качество предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, несмотря на наличие на территории Суджанского и Обоянского районов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, органами местного самоуправления не принято мер к заключению соглашений о взаимодействии в целях оказания муниципальных услуг по принципу «одного окна».
В многофункциональном центре Пристенского района не обеспечены надлежащие условия для оказания государственных услуг.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Курска установлено, что комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска рассмотрение заявлений индивидуальных предпринимателей о предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого имущества осуществлялось в отдельных случаях в течение 8 и 21 месяцев.
Органами местного самоуправления не принимается достаточных мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Муниципальные целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса разработаны и реализуются, в основном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Местными органами власти поселений муниципальная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, не оказывается ввиду отсутствия достаточных средств в бюджетах поселений, а принятые муниципальные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства носят формальный характер, поскольку не обеспечены средствами.
Не везде соблюдаются права субъектов предпринимательской деятельности при организации торговой деятельности. Органами местного самоуправления Беловского, Большесолдатского, Золотухинского, Конышевского, Октябрьского, Щигровского районов не приняты меры по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов.
В свою очередь, утвержденные органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов не доводились до сведения населения. При разработке схем не достигались нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, не заключались договоры на размещение нестационарных торговых объектов.
Допускались нарушения органами внутренних дел в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств» в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Не всегда соблюдается процедура проведения данного оперативного мероприятия, имелись факты изъятия документов у субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии достаточных на то оснований и без вынесения соответствующего распоряжения.
Всего в первом полугодии 2013 года органами прокуратуры области в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлено 2557 нарушений закона. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечено к административной и дисциплинарной ответственности 364 должностных лица, отменено или приведено в соответствие с действующим законодательством 232 незаконных правовых акта.