12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи осуществляется органами прокуратуры на систематической основе и является одним из основных направлений деятельности.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что органами и учреждениями системы профилактики допускаются нарушения закона.
Нарушения, связанные с ненадлежащей координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики, формальной и недостаточной индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их родителями, выявлены в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесолдатского, Обоянского, Курчатовского, Льговского районов.
В Курчатовском, Конышевском, Дмитриевском, Тимском, Льговском, Обоянском районах установлены нарушения при привлечении родителей несовершеннолетних к административной ответственности, а также в связи с непринятием территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних мер по фактам уклонения от исполнения административного наказания.
Факты формальной, и как следствие, неэффективной, профилактической работы с лицами, состоящими на учете, установлены в деятельности должностных лиц органов внутренних дел Хомутовского, Рыльского районов, а также отдела полиции №5 УМВД по г.Курску.
Нарушения прав несовершеннолетних при проведении органами внутренних дел профилактической работы пресечены в Октябрьском, Дмитриевском, Медвенском, Обоянском, Солнцевском районах.
Многочисленные нарушения требований законодательства в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, медицинских и образовательных учреждений выявлены и пресечены в рамках проведения плановой проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
Так, в Глушковском, Мантуровском, Октябрьском, Советском, Черемисиновском, Пристенском, Беловском, Медвенском, Железногорском и Льговском районах должностными лицами органов местного самоуправления не принимались меры к организации искусственного освещения и установке знаков на дорогах, расположенных в непосредственной близости от образовательных учреждений.
В медицинских учреждениях Обоянского, Суджанского, Курчатовского, Касторенского районов, а также города Курска установлены нарушения требований законодательства в части неукомплектования штата детских консультаций медицинскими кадрами, отсутствия кабинетов медико-социальной помощи, несоблюдения сроков диспансерного наблюдения за детьми первого года жизни.
Нарушения требований законодательства, предъявляемые к размещению прививочных кабинетов, порядку хранения иммунобиологических препаратов, проведению и регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформлению отказа от них, пресечены прокурорами в Кореневском, Железногорском, Горшеченском, Черемисиновском, Касторенском и Суджанском районах, а также в лечебно-профилактическом учреждении, расположенном в Железнодорожном административном округе г. Курска.
Должностными лицами фельдшерско-акушерских пунктов Хомутовского, Золотухинского, Черемисиновского, Тимского и Большесолдасткого районов допускались нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В Курском и Поныровском районах, во исполнение требований райпрокуроров, принимаются меры по получению образовательными учреждениями лицензий на оказание обучающимся медицинской помощи.
Благодаря прокурорскому вмешательству в образовательных учреждениях ряда школ Кореневского, Железногорского, Солнцевского и Курчатовского районов устранены нарушения прав обучающихся, связанные с отсутствием медицинского обслуживания.
В Золотухинском и Дмитриевском районах имели место случаи оказания медицинской помощи лицами, не имеющими соответствующих сертификатов.
В результате принятых мер прокурорского реагирования в образовательных учреждениях устранены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания, касающиеся несоблюдения технологии приготовления пищи, нарушения правил мытья посуды, использования посуды с имеющимися повреждениями, несоблюдения правил хранения продуктов, отсутствия оценок бракеражных комиссий качества приготовленной пищи.
В 34 школах Касторенского, Курского, Поныровского, Солнцевского, Октябрьского, Фатежского, Кореневского, Льговского, Железногорского районов и города Курска, благодаря прокурорскому вмешательству, приняты меры по установке ограждений образовательных учреждений, а также обеспечению надлежащего освещения территорий.
Наряду с этим, в 54 образовательных учреждениях Рыльского, Пристенского, Поныровского, Черемисиновского, Обоянского, Октябрьского, Фатежского, Золотухинского, Курского, Советского, Касторенского районов, городах Курске и Железногорске пресечены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям и организации обучения детей, выразившиеся в отсутствии необходимой мебели, несвоевременной замене электролампочек, в нарушениях при утилизации ртутьсодержащих отходов, необеспечении надлежащего освещения и теплового режима.
В целом, в первом полугодии 2013 года прокурорами выявлено 4 128 нарушений закона о правах и интересах несовершеннолетних. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечено к административной и дисциплинарной ответственности более 1170 лиц. Отменено или приведено в соответствие с действующим законодательством 30 незаконных правовых актов. По материалам прокурорских проверок возбуждено 58 уголовных дел; в суд направлено 319 исков. О недопустимости нарушения закона предостережено 155 лиц.