12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области проведен семинар с участием представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Курской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора). На семинаре присутствовали представители более 30 органов государственной власти.
На повестку дня были вынесены вопросы о состоянии законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), организация учета плановых и внеплановых проверок, их результативности, итоги работы по формированию плана проведения плановых проверок на 2012 год. Обсуждены характерные ошибки, допускаемые при формировании плана.
По предложению прокуратуры области органами государственного контроля (надзора) подготовлены наиболее актуальные вопросы, связанные с практикой применения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), для обсуждения на семинаре.
Предлагаем вашему вниманию перечень вопросов и подготовленные прокуратурой области ответы на них:
1 Вопрос: Порядок действий должностного лица при осуществлении плановых и внеплановых проверок в случае уклонения ЮЛ и ИП от получения уведомления (определения) о проведении надзорных мероприятий (привлечения к административной ответственности)?
Ответ: Уклонение индивидуального предпринимателя или представителя юридического лица от проверки является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, то есть воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.
В случае, если действия, указанные в части 1, повлекли невозможность проведения или завершения проверки, то эти действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи. За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, предусмотрено административного наказание в виде дисквалификации до 1 года.
Таким образом, в рамках предоставленных полномочий необходимо принимать меры по привлечению к административной ответственности виновных лиц. При этом, в случае надлежащего уведомления о необходимости явки ИП или представителя ЮЛ для составления протокола об административном правонарушении и не явке данных лиц без уважительной причины, КоАП РФ предусматривает возможность составления протокола в отсутствии указанных лиц.
2 Вопрос: Порядок действий должностного лица при проведении внеплановой выездной проверки без уведомления ЮЛ и ИП по основанию, предусмотренному пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ, в случае отсутствия их представителей в момент проверки?
Ответ: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закон.
Таким образом, при проведении внеплановой выездной проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ, возможно проведение всех необходимых мероприятий по контролю в отсутствии указанных лиц. По другим основаниям проведение проверок в отсутствие указанных лиц недопустимо.
3 Вопрос: Порядок действий должностного лица при проведении плановых и внеплановых выездных проверок ЮЛ, находящихся в стадии банкротства?
Ответ: В случае, если в ходе подготовительных мероприятий или непосредственно при проведении плановой проверки будет установлено, что подлежащее проверке ЮЛ находится в стадии банкротства и не осуществляет свою деятельность, то это является основанием для обращения в прокуратуру области в установленном порядке о рассмотрении вопроса об исключении из плана проверок проверки в отношении данного ЮЛ. При этом, необходимо приложить копию решения арбитражного суда о введении процедуры банкротства и в обращении мотивировать невозможность проведения проверки.
4 Вопрос: Порядок выдачи и проведение мероприятий по контролю исполнения предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами?
Ответ: Предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами выдается на общих основаниях по форме, утвержденной соответствующим органом государственного контроля (надзора), соответственно федеральным или региональным.
5 Вопрос: Каков порядок уведомления саморегулируемой организации? Как орган государственного контроля (надзора) может узнать, является ли ЮЛ членом саморегулируемой организации?
Ответ: В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации о составе своих членов; о членах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в саморегулируемую организацию.
Таким образом, при подготовке к проверке необходимо посредством сети Интернет выяснить является ли проверяемое ЮЛ или ИП членов саморегулируемой организации, если да, то необходимо в разумные сроки до начала проверки посредством направления уведомления о проведении проверки в отношении члена данной организации заказным почтовым отправлением или иным доступным способом в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
6 Вопрос: Каков порядок выявления ЮЛ и ИП, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному уведомлению о начале предпринимательской деятельности?
Ответ: Из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" следует, что заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в Перечне представляет уведомление в уполномоченный орган.
Получить сведения о ЮЛ и ИП, осуществляющих на поднадзорной территории указанную Перечне деятельность, можно в налоговом органе.
Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.5-1. КоАП РФ.
Таким образом, в случае выявления ЮЛ и ИП, не исполнивших указанную обязанность, необходимо принимать меры в соответствии с КоАП РФ.
7 Вопрос: Какова ответственность ИП и ЮЛ, не сообщивших об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности; изменении места жительства ИП; реорганизации ЮЛ в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 8 ФЗ № 294-ФЗ? Каков порядок выявления таких лиц?
Ответ: Непредставление в установленные сроки законом предусмотренных ч. 6 ст. 8 ФЗ 294-ФЗ сведений содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Выявление нарушителей возможно при анализе сведений содержащихся в налоговом органе. При этом, необходимо иметь ввиду, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента пропуска установленного ФЗ № 294-ФЗ десятидневного срока.
8 Вопрос: Как поступать в случае, если срок проверки меньше, чем срок проведения испытаний качества образцов продукции, необходимых для осуществления проверки деятельности ЮЛ и ИП?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз и т.д. Согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю.
Частью 5 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из вышеизложенного следует, что в случае проведения исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз с использованием сведений, документов или материалов, полученных при проведении проверки в установленные законом сроки и являющихся достаточными для проведения указанных мероприятий, то необходимости в продлении проверки не имеется. В этом случае акт проверки должен быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
9 Вопрос: Существующий порядок уведомления ЮЛ и ИП о проведении плановой выездной проверки позволяет скрывать нарушения?
Ответ: Иного порядка уведомления о проведении плановых проверок не предусмотрено. Несоблюдение данного порядка относится к грубым нарушениям при проведении проверок.
10 Вопрос: С какого дня исчислять 10-дневный срок для направления сведений в органы прокуратуры о внесенных изменениях в план?
Ответ: С даты получения подтверждения о наступлении юридических фактов, указанных в пункте 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ликвидация или реорганизация юридического лица, прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступление обстоятельств непреодолимой силы). Других оснований нет.
11 Вопрос: Является ли нарушением составление акта проверки в отношении каждого проверенного земельного участка, находящегося пользовании одного ИП или ЮЛ?
Ответ: По результатам проверки ЮЛ или ИП, у которых в пользовании имеются несколько земельных участков, составляется 1 акт проверки деятельности конкретного ЮЛ или ИП.
12 Вопрос: Как в типовой форме распоряжения о проведении проверки указывать срок проверки: в днях или часах?
Ответ: При проведении плановой выездной проверки в пункте 7 типовой формы распоряжения необходимо указывать тот срок и в том формате, которые предусмотрены для определенной категории суб. предпринимательства: для сред. бизнеса – дни; для малого бизнеса и микропредприятий – часы.
13 Вопрос: Как правильно поступить в случае изменения наименования ЮЛ?
Ответ: В случае смены наименовании ЮЛ или места его нахождения, без осуществления реорганизации ЮЛ в соответствии с Гражданским кодексом РФ, проверка проводится на общих основаниях.
14 Вопрос: Порядок действий должностного лица в случае отсутствия объекта проверки по месту регистрации или по месту осуществления деятельности, в случае прекращения деятельности или ликвидации?
Ответ: Согласно п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее – Правила), внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в 10-дневный срок со дня их внесения направляются в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил.
Во исполнение п. 22 названного Порядка при поступлении сведений о внесенных в ежегодный план изменениях прокуроры оценивают их соответствие требованиям п. 7 Правил и в 10-дневный срок направляют их в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства для соответствующей корректировки сводного плана, опубликованного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Интернете.
Таким образом, для внесения соответствующих изменений в ежегодный сводный план проведения плановых проверок 2011 г. необходимо представить в прокуратуру области в электронном виде сведения об этой проверке, в том числе указать № пункта плана, ИНН, предмет, основание, дату и сроки проведения каждой проверки, другие необходимые сведения.
15 Вопрос: Порядок действия должностного лица в случае, если в ходе проверки будет установлено, что объект защиты находится в пользовании другого лица?
Ответ: Поскольку в плане проверок наряду с объектами защиты содержаться сведения о проверяемом лице, то в случае, если в ходе плановой проверки будет установлено, что объект защиты находится в пользовании другого лица, то оснований для проведения плановой проверки в отношении данного лица не имеется.
16 Вопрос: Могут ли участковые уполномоченные или сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы УМВД по Курской области при выявлении административных правонарушений в сфере законодательства о частной охранной и детективной деятельности пресечь данные правонарушения?
Ответ: Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» в обязанности сотрудника полиции входит пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. При таких обстоятельствах сотрудники полиции, в том числе и участковые уполномоченные, в случае выявления фактов совершения административных правонарушений в рамках осуществления своих полномочий, не связанных с проведением мероприятий по контролю в отношении ИП и ЮЛ, обязаны пресечь административные правонарушения.
17 Вопрос: Может ли ИП и ЮЛ проверятся по месту фактического нахождения и осуществления деятельности?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
При этом, согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» документарные, плановые и внеплановые выездные проверки проводятся лицензирующим органом в отношении лицензиата.
18 Вопрос: Может ли лицензирующий орган проводить проверку лицензиата, в случае осуществления последним деятельности за пределами Курской области?
Ответ: Лицензирующий орган в таком случае может провести проверку.
19 Вопрос: Каков порядок уведомления о проведении проверки? Имеется ли возможности провести проверку за пределами сроков определенных в плане проверок в случае, если ЮЛ или ИП не представилось возможным своевременно уведомить?
Ответ: О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае обнаружения лица, в отношении которого запланирована проверка, по истечении утвержденной в плане даты проведения плановой проверки, плановая проверка не может быть проведена в текущем периоде.
При этом плановую проверку в отношении данного лица можно включить в план проверок на следующий год.
20 Вопрос: Как организовать проверку в случае, если один ИП или ЮЛ пользуется несколькими лесными участками на территории разных муниципальных районов?
Ответ: В случае, если проверке подлежит ИП или ЮЛ, в пользовании которого находятся лесные участки, расположенные на территории нескольких муниципальных районов области, то целесообразно выносить распоряжение руководством Комитета лесного хозяйства Курской области, в котором в качестве лиц, участвующих в проверке, указывать государственных инспекторов тех отделов, на территории которых расположены данные участки, и с их помощью проводить проверку. Результаты проверки оформлять одним актом.
21 Вопрос: Необходимо ли согласовывать с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки в порядке контроля за исполнением предписания об устранении нарушений?
Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При этом согласование с органами прокуратуры внеплановой проверки по указанному основанию не требуется.
22 Вопрос: Каким образом необходимо уведомлять ЮЛ или ИП о проведении внеплановой проверки в порядке контроля исполнения предписания?
Ответ: В соответствии с ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
23 Вопрос: Распространяется ли ФЗ № 294-ФЗ на мероприятия связанные с проведением административного расследования?
Ответ: Положения Федерального закона № 294-ФЗ не распространяются при проведении административного расследования.