12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Вопрос: 13 мая 2011 года решением представительного собрания Щигровского района Курской области №106-2-ПС утвержден прейскурант цен на платные услуги, оказываемые муниципальным учреждением здравоохранения «Щигровская ЦРБ». Насколько указанное решение согласуется с положениями Конституции РФ, гарантирующей бесплатное оказание медицинской помощи гражданам?
Отвечает: Щигровский межрайонный прокурор И.В. Катыхин: Статья 41 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1), и что в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (часть 2).
Эти конституционные установления конкретизированы в ряде законов и подзаконных актов, которые регулируют вопросы, касающиеся видов, объема и условий медицинской помощи, предоставляемой населению, в том числе Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями). Порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг определены Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27).
Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования; граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 20).
Базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации. На ее основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. При этом государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе оказывать платные медицинские услуги населению только по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (пункты 2, 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями).
В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений отнесено к исключительно компетенции представительного органа.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи устанавливается базовой программой обязательного медицинского страхования, а платные медицинские услуги дополняют этот гарантированный объем и предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на договорной основе.
Таким образом, решение представительного собрания Щигровского района Курской области №106-2-ПС от 13 мая 2011 года принято в соответствии с требованиями федерального законодательства.