12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В текущем периоде 2011 года органами прокуратуры выявлено 138 не соответствующих действующему законодательству нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере малого и среднего предпринимательства. В целях приведения их в соответствие с законом прокуроры внесли 84 представления, принесли 74 протеста, в суд предъявили 3 исковых заявления.
Как установила проверка, на территории Курской области осуществляют деятельность 40 органов федерального государственного и муниципального контроля, которые созданы в структурах администраций муниципальных образований.
В 2011 году прокуратура области провела проверки в 26 органах федерального и государственного контроля, по результатам которых в адрес контролирующих органов внесено 20 представлений. На основании представлений прокурора к дисциплинарной ответственности привлечены 25 должностных лиц.
Территориальные прокуроры в 2011 году провели 195 проверок в отношении подразделений органов государственного и муниципального контроля, в целях устранения выявленных нарушений внесено 166 представлений.
В ходе проверок установлены факты предоставления недостоверных сведений об исполнении ежегодных планов проведения плановых проверок на 2010, 2011 гг. государственной жилищной инспекцией Курской области, комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Курской области, управлением по надзору и контролю в сфере образования Курской области, департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области, управлением Госавтодорнадзора по Курской области, управлением Росздравнадзора по Курской области, инспекцией Гостехнадзора Курской области.
Прокурором Мантуровского района установлено, что мероприятия, предусмотренные в ежегодном плане проверок на 2010 год, органами муниципального земельного контроля ряда муниципальных образований проведены не были.
Кроме того, установлены факты незаконных и необоснованных требований об устранении нарушений, изложенных в предписаниях. Такое нарушение допущено должностными лицами управления Госавтодорнадзора по Курской области при проведении плановой проверки в отношении ООО «Сейм».
Прокуратура области проанализировала поступающие заявления о согласовании внеплановых проверок органов государственного и муниципального контроля, полноту проверок, а также обоснованность мер, принятых по их результатам.
В 2010 году в органы прокуратуры области поступило 761 заявление контролирующих органов о проведении выездных внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в 1 полугодии 2011 года - 278. По результатам рассмотрения заявлений в 2010 году принято 471 решение о согласовании проведения проверки, в 1 полугодии 2011 – 160.
Анализ работы на данном направлении прокурорской деятельности показал, что несмотря на наличие оснований для согласования контрольных мероприятий, которые проводятся в большей части по жалобам граждан, изложенные в них факты не всегда подтверждаются. Вследствие этого контролирующие органы обоснованно не принимают меры реагирования.
В 2010 году отказано в согласовании 290 проверок, в 1 полугодии текущего года – в 118. Причинами отказа в согласовании внеплановых выездных проверок являются отсутствие оснований для их.
Наибольшее количество решений об отказе в согласовании проверок принято по результатам рассмотрения заявлений территориальных отделов управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Курской области и управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Кроме того, прокуратурой установлены факты проведения внеплановых проверок при отсутствии оснований. Подобные нарушения выявлены в деятельности комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, управления Росздравнадзора по Курской области.
По-прежнему распространенными являются нарушения процедуры организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
К числу таких нарушений относится ненадлежащее оформление распоряжений (приказов) о проведении проверки. Подобные факты выявлены в деятельности государственной жилищной инспекции Курской области, управления по надзору и контролю в сфере образования Курской области, комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, УФСКН по Курской области, управления Госавтодорнадзора по Курской области, государственной инспекции труда в Курской области, комитета здравоохранения Курской области, инспекции Гостехнадзора по Курской области, территориальных отделах управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Курской области, УГИБДД УМВД по Курской области, УФМС России по Курской области, управления Роспотребнадзора по Курской области, управления ветеринарии по Курской области.
Также, характерными являются нарушения при оформлении контролирующими органами результатов проверок. Такие нарушения допущены департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области, управлением Госавтодорнадзора по Курской области, УГИБДД УМВД по Курской области, управлением Росздравнадзора по Курской области, управлением надзорной деятельности ГУ МЧС по Курской области, управлением Росреестра по Курской области).
Установлены факты нарушений требований административного законодательства при осуществлении органами государственного и муниципального контроля производства по делам об административных правонарушениях (департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, управление Росреестра по Курской области).
В целях устранения выявленных нарушений органами прокуратуры области внесено 186 представлений, опротестовано 56 незаконных правовых актов, в суд направлено 3 исковых заявления.