12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы органами прокуратуры области в 1 полугодии 2011 года осуществлялась системная работа, направленная на противодействие коррупционным проявлениям.
Проверками исполнения законодательства о противодействии коррупции были охвачены все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы власти области и местного самоуправления.
Наиболее типичным и распространенным нарушением законодательства о противодействии коррупции является представление не в полном объеме сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера. Такие нарушения допускались отдельными лицами, замещающими государственные должности в Администрации Курской области, сотрудниками милиции, государственными служащими Управления Росздравнадзора по Курской области, Управления Росреестра по Курской области, комитета социального обеспечения Курской области, комитета здравоохранения Курской области, комитета по управлению имуществом Курской области, муниципальными служащими.
Имели место нарушения закона при приеме и прохождении государственной и муниципальной службы.
Прокуратурой области выявлен факт прохождения государственной службы в УМВД России по Курской области сотрудником, в отношении которого ранее прекращалось уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям.
Прокурорами Советского района и Железнодорожного административного округа г. Курска установлены случаи приема на муниципальную службу лиц, не отвечающих квалификационным требованиям ввиду отсутствия высшего профессионального образования.
По указанным фактам внесены представления об устранении нарушений закона.
В 1 полугодии 2011 года выявлено 3171 нарушение законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых внесено 511 представлений, по результатам рассмотрения которых 419 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 387 протестов, по удовлетворенным протестам отменено и изменено 284 незаконных правовых акта, в суд направлено 47 исковых заявлений (заявлений), в целях предупреждения нарушений закона объявлено 15 предостережений, 22 лица привлечено к административной ответственности, по результатам общенадзорных проверок возбуждено 15 уголовных дел.
В ходе реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы изучено 324 нормативных правовых акта органов государственной власти области. Анализ вновь принятых нормативных правовых актов органов государственной власти области свидетельствует об улучшении их качества. Отсутствие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, изученных за истекший период, обусловлено, в том числе работой прокуратуры области по изучению проектов нормативных правовых актов, по результатам которой коррупциогенные факторы исключаются из нормативных правовых актов на стадии разработки.
В указанный период территориальными прокурорами изучено 3366 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в 367 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы.
Так, решениями Собрания депутатов Шептуховского и Любимовского сельсоветов Кореневского района с превышением компетенции органам муниципального земельного контроля были предоставлены полномочия органов государственного земельного контроля, предусмотрено включение в план проведения проверок одних и тех же лиц более двух раз в год, а также на землепользователей были возложены обязанности по требованию инспекторов муниципального земельного контроля возмещать расходы в ходе осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю и оказывать содействие в организации мероприятий по контролю, в том числе предоставлять служебные помещения и средства связи.
Указанные нормативные правовые акты опротестованы.
По требованию прокурора Обоянского района коррупциогенные факторы исключены из Положения об оплате труда главы Усланского сельсовета Обоянского района (далее – Положение). Положением было установлено, что главе сельсовета может быть выплачена материальная помощь по его письменному заявлению в случае особой нуждаемости в размере до двух месячных окладов денежного содержания. При этом в Положении отсутствовали понятие особой нуждаемости и критерии определения размера материальной помощи.
Всего в 1 полугодии 2011 года в целях устранения коррупциогенных факторов территориальными прокурорами принесено 253 протеста, внесено 10 представлений, 104 требования. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 236 нормативных правовых актов. Отклоненных актов прокурорского реагирования не имеется.
За 6 месяцев 2011 года выявлено 243 преступления коррупционной направленности. Прокурорами в суды направлено 38 уголовных дел о преступлениях этой категории. Судами области с вынесением обвинительного приговора с учетом переходящего остатка 2010 года рассмотрено 43 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 45 лиц.
Из 45 лиц за преступления коррупционной направленности осуждены по ст. 290 УК РФ - 13 лиц, по ст. 291 УК РФ - 10 лиц, по ст. 285 УК РФ – 2 лица, по ч. 1 ст. 286 УК РФ - 2 лица, по ст. 159 УК РФ -13 лиц, по ч. 3 ст. 160 УК РФ – 4 лица, по ч.1 ст. 292 УК РФ – 1 лицо.
Субъектами указанных преступлений являлись 6 сотрудников органов внутренних дел, 5 глав муниципальных образований, 3 муниципальных служащих, 2 сотрудника муниципальных учреждений, 2 сотрудника государственных учреждений, 5 врачей, 2 преподавателя, 9 сотрудников коммерческих организаций, 10 взяткодателей, 1 гражданин, не являющийся должностным лицом (организатор в получении взятки).
По делам о преступлениях коррупционной направленности осуждено к реальному лишению свободы – 4 лица, к условной мере наказания – 20 лиц, к штрафу – 21 лицо. Дополнительное наказание применено судами к 12 лицам, из них в отношении 5 лиц – в виде лишения права занимать определенные должности в отношении 5 лиц – в виде штрафа, в отношении 2 лиц применено сразу 2 дополнительных наказания - в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности.
Так, вынесен приговор в отношении главы Фентисовского сельсовета Золотухинского района Котова Л.В., который путем злоупотребления служебным положением незаконно получил материальную помощь в размере 3 месячных вознаграждений. Причиненный преступлением ущерб взыскан по иску прокурора.
Приговором Курского областного суда за получение взятки в крупном размере к лишению свободы со штрафом и лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления осужден заместитель главы г. Курчатова Плотников В.В.
Реализация принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (от привлечения к дисциплинарной ответственности до уголовного преследования) является существенным фактором, препятствующим распространению коррупционных проявлений.