12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В Российской Федерации законодательно закреплены основы единого порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) установлены цели размещения заказов, в том числе предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также эффективного использования источников финансирования законодатель в статье 10 Закона предусмотрел следующие способы размещения заказов: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
При этом участником размещения заказа согласно статье 8 Закона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Законодатель также предусмотрел единое информационное обеспечение размещения заказов. Так, официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Наряду с этим, законодатель установил, что лица, виновные в нарушении законодательства о размещении заказов несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее распространенными административными правонарушениями в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, являются: несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при выборе способа размещения заказа (ст. 7.29); нарушение порядка размещения заказа (ст. 7.30); предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31); нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ст. 7.31.1); нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (ст.7.32).
Совершение участниками размещения заказов либо их должностными лицами, должностными лицами заказчика, уполномоченного органа, членами комиссий по торгам деяний, предусмотренных УК РФ, влечет применение мер ответственности, предусмотренных соответствующими статьями.
В частности, наиболее распространенными преступлениями в сфере размещения заказов являются мошенничество (ст. 159), незаконное предпринимательство (ст. 171), производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), коммерческий подкуп (ст. 204), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), превышение должностных полномочий (ст. 286), присвоение полномочий должностного лица (ст. 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292).
Прокуратурой города осуществляется надзор за исполнением действующего законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд с целью своевременного принятия мер прокурорского реагирования, позволяющих предотвратить незаконное расходование бюджетных средств, как на стадии проведения торгов, так и на стадии заключения контрактов.