12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Проверка показала, что установленные органами государственной власти Курской области и местного самоуправления тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним на 2008-2010 гг. являются экономически обоснованными и не превышают предельных индексов.
Вместе с тем, прокурорскими проверками выявлен ряд муниципальных нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям федерального и регионального законодательства.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «п.Иванино» Курчатовского района была утверждена плата за пользование артезианской водой с 1 апреля 2009 года по 30 сентября 2010 года для лиц, проживающих, но не зарегистрированных на территории поселка в размере двойного тарифа.
Указанное противоречило требованиям законодательства, которое предусматривает, что плата за пользование артезианской водой для лиц временно проживающих на территории поселка Иванино должна рассчитываться пропорционально прожитых дней, с учетом тарифа, установленного для населения на территории поселка.
По протесту межрайонного прокурора незаконный правовой акт отменен.
Во многих районах области должностными лицами и органами местного самоуправления с превышением предоставленных полномочий принимались нормативные правовые акты об установлении на 2009-2010 годы тарифов на тепло- и электроэнергию, а также нормативов потребления электро- и газоснабжения.
В соответствии с федеральным законодательством полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2011 год возложены на органы регулирования субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что органы местного самоуправления Большесолдатского, Солнцевского, Обоянского, Черемисиновского районов превысили свои полномочия и сами установили тарифы на услуги коммунального комплекса.
Значительное количество нарушений в нормативных правовых актах об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги связано с несоблюдением установленного порядка вступления их в силу.
Выявлены случаи несоблюдения органами местного самоуправления Беловского, Кореневского, Медвенского, Солнцевского районов требований Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса РФ, касающихся обязательного опубликования решений представительных органов местного самоуправления об утверждении цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.
Прокурорские проверки показали, что не во всех муниципальных образованиях представительными органами местного самоуправления утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. В связи с этим в муниципальных образованиях не устанавливаются тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Указанные нарушения установлены прокурорами Золотухинского, Конышевского, Курского, Суджанского, Черемисиновского районов.
При проверке выполнения органами местного самоуправления полномочий по организации тепло- и водоснабжения населения установлено, что многими муниципальными образованиями указанные полномочия должным образом не исполняются.
Значительное количество нарушений установлено территориальными прокурорами при обеспечении населения питьевой водой.
Прокурором Советского района установлено, что на территории поселка Кшенский имели место длительные перебои с подачей питьевой воды населению.
В результате прокурорского вмешательства подача питьевой воды обеспечена в необходимом объеме.
Не всеми муниципальными образованиями приняты своевременные меры по оформлению в собственность бесхозяйных водопроводных сетей и скважин, их техническому обслуживанию. Программы, регулирующие указанные вопросы на местном уровне, не приняты, соответственно и средства на их реализацию в местных бюджетах не предусмотрены.
Всего в 2010 году по результатам прокурорского надзора в сфере тарифного регулирования органами прокуратуры области было выявлено 903 нарушения. В целях их устранения внесено 162 представления, принесено 56 протестов, в суд направлено 79 исков, о недопустимости нарушения закона предостережено 16 лиц.