12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
09 мая 2010 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Новая редакция закона ужесточила прокурорский надзор за осуществлением проверок юридических лиц.
Главное отличие новой редакции закона – это порядок согласования прокурорами проведения внеплановых проверок органами контроля по обращениям заинтересованных лиц. Если до 09.05.2010 года подобные проверки согласовывались с прокурорами только в случае, если проверяемое юридическое лицо относилось к субъекту малого и среднего предпринимательства, то в настоящее время согласование проводится в отношении всех юридических лиц.
Изменения законодательства отразились и в практике согласования внеплановых проверок прокуратуры Курского района.
Основной сферой отношений, являющейся объектом государственного контроля, является противопожарная безопасность. Это особенно имеет социальную значимость для Курского района, поскольку большинство проверяемых органами пожарного надзора юридических лиц – школы, детские сады, дома культуры.
Прокуратурой установлено, что при проверке юридических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, органами государственного контроля допускаются нарушения.
Встречаются факты попыток органов контроля провести повторные проверки юридических лиц, при наличии предписания с не истекшим сроком исполнения. Такая проверка противоречит требованиям Закона и Кодексу об Административных правонарушениях.
Имеют место случаи, когда органы контроля могут организовать проверки юридических лиц по анонимным обращениям граждан, что недопустимо в силу прямого указания Закона.
Кроме того, в распоряжениях о проведении проверок должностными лицами органов государственного контроля не указывается перечень мероприятий, необходимых для достижения целей проверки. Также не указывается перечень документов, необходимых для предоставления названным лицам. Встречается и обратная ситуация, когда органы государственного контроля указывают в распоряжениях необоснованно широкий перечень мероприятий и документов, тем самым, превращая проверку соблюдения одного или нескольких требований законодательства, в комплексную.
В случаях нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прокуратура района отказывает органу государственного контроля в согласовании внеплановых проверок.
Особое внимание руководителям проверяемых организаций следует уделить акту проверки. Этот документ должен быть оформлен после окончания проверки либо в срок не более 3 рабочих дней. Непредставление органами контроля актов проверок должностным лицам проверяемых организаций влечет административную ответственность по ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.