12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Проведенные прокурорами проверки исполнения федерального законодательства свидетельствуют о необходимости оперативного применения мер по обеспечению сохранности, прежде всего, муниципального имущества, недопустимости злоупотреблений глав муниципалитетов своим должностным положением.
На выполнение задачи пресечения получивших широкое распространение в настоящее время должностных преступлений сориентированы как прокуроры, так и соответствующие оперативные подразделения правоохранительных органов.
Работа в этом направлении дала определенные результаты, получившие широкий общественный резонанс в области и активно обсуждаемые в средствах массовой информации.
В 2008 и 2009 годах за получение взяток за действия, связанные с незаконным выделением земельных участков, Курским областным судом к различным срокам лишения свободы осуждены глава Курского района Болдин В.Г., глава Солнцевского района Доренский Н.А., глава Моковского сельсовета Курского района Переверзев.
Только за истекший период текущего года по результатам проверок правоохранительных органов, в том числе и прокурорских, возбуждены уголовные дела в отношении 4 глав органов местного самоуправления, в прошлом году – в отношении 27.
Мотивом большинства из совершенных преступлений является получение имущественной выгоды либо избежание материальной ответственности путем «позаимствования денежных средств» из бюджета.
Так, в феврале текущего года руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Курской области возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении главы одного из муниципальных образований Солнцевского района.
Предварительным следствием установлено, что глава этого муниципального образования в установленном порядке был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушения правил пожарной безопасности к наказанию в виде административного штрафа.
В установленный законом срок штраф уплачен не был. В целях принудительного взыскания штрафа с этого лица судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство и вынесено постановление о возмещении расходов по совершению исполнительных действий и исполнительного сбора.
В нарушение требований закона глава администрации оплатил наложенный на него штраф, а также расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор не из собственных средств, а из полученных в кассе в подотчет наличных денежных средств муниципального образования.
По аналогичным фактам возбуждались уголовные дела в отношении глав других муниципальных образований и в 2009 году.
Другой пример. В феврале текущего года возбуждено уголовное дело по фактам мошенничества с использованием служебного положения и должностного подлога в отношении главы одного из муниципальных образований Рыльского района.
Предварительным следствием установлено, что в рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, 8 жителей данного сельсовета на возмездной основе выполняли работы по благоустройству территории муниципального образования. Фактически указанными лицами было отработано 3 дня.
Однако глава муниципального образования внес в табель учета рабочего времени заведомо ложные сведения о том, что указанные граждане якобы отработали 11 дней. Излишне выплаченные денежные средства в размере 12 тысяч рублей главой были похищены.
По аналогичным фактам возбуждено уголовное дело в отношении главы одного из муниципальных образований Беловского района.
Законом установлена повышенная ответственность глав муниципальных образований за злоупотребление должностным положением, что связано, прежде всего, с характером самих правомочий, которыми наделены такие чиновники в отношении широкого круга физических и юридических лиц, а также серьезными последствиями, которые могут наступить в результате их противоправных действий.
К таким последствиям относится подрыв авторитета органов местного самоуправления, существенное нарушение охраняемых законом интересов общества, государства, отдельных граждан, а также причинение материального вреда государственному и муниципальным бюджетам.
В связи с этим представляется необходимым высказать предостережение должностным лицам органов муниципальной власти о недопустимости незаконного расходования государственных и муниципальных бюджетных средств.
Работа по выявлению случаев, когда главы муниципальных образований, иные должностные лица, нарушая закон, необоснованно расходуют и растрачивают бюджетные средства, в том числе и в личных целях, будет продолжена.