12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска в связи с обращениями граждан проанализированы нормативно-правовые акты органа местного самоуправления в сфере начисления сумм гражданам за потребляемые объемы тепловой энергии.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Администраций города Курска 30 декабря 2005 года принято постановление «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и норм накопления бытовых отходов от потребителей города Курска», которым утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 9 Правил установлено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно п. 10 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства (п. 6 Правил), применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению должны быть дифференцированы в зависимости от конструктивных и технических параметров (материала стен, кровли, этажности, износа внутридомовых инженерных коммуникаций), степени благоустройства.
Однако в настоящее время действуют нормативы, установленные органами местного самоуправления, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством.
Вышеуказанным постановлением Администрации города Курска утверждены единые для всех типов домов нормативы потребления тепловой энергии на отопление, дифференцированные только в зависимости от среднесуточной температуры воздуха в конкретном месяце отопительного периода.
Кроме того, в настоящее время действующим законодательством определен иной порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию, тогда как действующие нормативы приняты до утверждения Правительством Российской Федерации Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
При таком положении постановление Администраций города Куска от 30 декабря 2005 года «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и норм накопления бытовых отходов от потребителей города Курска», которым утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска внесено представление, которое удовлетворено. В настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений, причем предварительно будет проведена инвентаризация жилого фонда в г. Курске.