12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры Курской области принят комплекс мер по выявлению и устранению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере арендных отношений.
Проверка показала, что органами местного самоуправления региона еще не в полной мере обеспечивается создание необходимых условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Практически повсеместно органами местного самоуправления не включается в план приватизации имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, решения об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа арендаторами принимаются в единичных случаях.
При проверке выявлены факты создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, нарушения законодательства о защите конкуренции, сроков рассмотрения заявлений предпринимателей о выкупе арендуемого ими имущества.
Так, прокуратурой Обоянского района установлено, что администрация города Обояни незаконно отказала пяти субъектам малого бизнеса в выкупе арендуемых ими нежилых помещений, мотивируя свое решение включением их в Перечень муниципального недвижимого имущества, не подлежащего отчуждению в частную собственность.
Вместе с тем, предприниматели обратились с заявлениями до включения арендуемых ими объектов в указанный Перечень, в связи с чем необоснованно были лишены возможности воспользоваться преимущественным правом на приобретение муниципального имущества в порядке, установленном законом.
В ходе проверки прокурором г.Курска установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска допускались нарушения установленного законом срока рассмотрения заявлений арендаторов о выкупе арендуемого ими имущества, что не способствует созданию благоприятных условий для осуществления ими предпринимательской деятельности.
Органами местного самоуправления не всегда соблюдается преимущественное право арендодателей на заключение новых договоров аренды.
Так, администрацией г.Щигры по результатам аукциона заключен договор аренды помещения в здании городского Дома культуры, хотя ранее действовавший договор аренды указанного муниципального имущества в установленном законом порядке расторгнут не был. Прежний арендатор продолжал пользоваться имуществом арендодателя и о своих намерениях расторгнуть договор последний его не уведомлял. Незаконный договор аренды оспорен Щигровской межрайонной прокуратурой в судебном порядке. Кроме того, по представлению прокурора района должностные лица администрации муниципального образования, по вине которых допущены нарушения прав предпринимателя, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также прокурорскими проверками выявлены нарушения требований гражданского законодательства при заключении с предпринимателями договоров аренды земельных участков, которые содержали незаконное условие передавать свои права и обязанности по данным договорам третьим лицам только с согласия собственника земельного участка.
Всего по результатам проверок соблюдения прав предпринимателей-арендаторов муниципального имущества выявлено 38 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 5 представлений, 3 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесено 5 протестов, направлено в арбитражный суд 13 исковых заявлений.