12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства ор-ганами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномо-чиями и реализующими разрешительные процедуры.
В ходе проверки выявлены факты незаконного создания муниципальных кон-тролирующих органов, необоснованного наделения органами власти подведом-ственных учреждений и унитарных предприятий контрольно-разрешительными полномочиями, функциями по оказанию государственных (муниципальных) ус-луг и другие нарушения действующего законодательства.
Так, в противоречие требованиям федерального законодательства, относя-щего государственный контроль в области охраны окружающей среды к полно-мочиям органов исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, Администрацией города Курска был создан комитет экологической безопасности и природопользования города Курска, задачами которого является осуществление муниципального экологического контроля за соблюдением юри-дическими и физическими лицами требований природоохранного законода-тельства, в том числе муниципальных правовых актов города Курска в области охраны окружающей среды на территории города Курска.
Незаконные правовые акты, регламентирующие создание и деятельность дан-ного комитета, прокуратурой г.Курска опротестованы.
В нарушение действующего законодательства ОГУ «Курский областной центр по охоте и рыболовству» было незаконно предоставлено право на проведе-ние контрольных мероприятий, относящихся к компетенции территориального органа Госкомрыболовства РФ. Кроме того, его учредительные документы до-пускали совмещение функций государственного контроля с деятельностью по ис-пользованию объектов животного мира и среды их обитания, а также осуществ-ление предпринимательской деятельности. По протесту прокуратуры области ус-тав учреждения приведен в соответствие с требованиями закона.
Проверкой установлено, что Комитет потребительского рынка, развития предпринимательства и лицензирования Курской области свою функцию по дек-ларированию объемов розничного оборота алкогольной продукции на территории области незаконно передал подведомственному учреждению ОГУ «Курский центр контроля качества».
Поступающие в комитет архитектуры и градостроительства г.Курска доку-менты для получения разрешения на строительство, реконструкцию и капиталь-ный ремонт объектов, расположенных на территории города Курска, присвоения адреса построенному объекту, в нарушение требований закона рассматриваются МУП «Центр архитектуры и градостроительства города Курска». Им же готовят-ся проекты муниципальных правовых актов, имеющих индивидуальный характер, что является прямой обязанностью Комитета. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Сеймского административного округа г.Курска в адрес Главы Администрации г.Курска внесено представление.
Прокурорскими проверками выявлены незаконные нормативные правовые акты, регламентирующие лицензионную деятельность.
Так, прокуратурой области опротестованы приказы ТУ Роспотребнадзора по Курской области о порядке организации и лицензирования деятельности в об-ласти использования источников ионизирующего излучения, а также деятельно-сти, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний, изданные с превы-шением установленных полномочий и предусматривающие более длительный срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицен-зии, чем предусмотренный федеральным законом.
Отсутствие четко регламентированного порядка и критериев отбора физиче-ских лиц, привлекаемых Департаментом экологической безопасности и природо-пользования Курской области в качестве экспертов, создает почву для коррупци-онных проявлений.
Имеют место факты необоснованного предъявления лицензирующими ор-ганами требований о предоставлении документов, не установленных законода-тельством о лицензировании.
Так, предъявляемые ТУ Роспотребнадзора по Курской области требования о предоставлении нотариально заверенных копий документов, а также документов, не предусмотренных законодательством, возлагают на соискателей лицензий до-полнительные обязанности, а также вынужденные финансовые расходы в связи с их нотариальным оформлением, что создает дополнительные административные барьеры для юридических лиц.
Лицензирующими органами зачастую нарушается порядок учета и поступле-ния заявок на получение лицензии, направления уведомления о результатах рас-смотрения документов, порядок оформления лицензии, а также сроки выдачи разрешительных документов. Такие нарушения выявлены в Отделе геологии и лицензирования по Курской области (Курскнедра), Управлении Ростехнадзора по Курской области.
Проверкой установлено, что контролирующими органами выдавались лицен-зии в отсутствие полного пакета документов, требуемых от соискателей лицен-зии, без оплаты государственной пошлины. Так, Комитетом потребительского рынка, развития предпринимательства и лицензирования Курской области приня-то решение о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Мечта ФВЛ» в день поступления заявления, без предоставления предпри-ятием всех необходимых документов. Этим же контролирующим органом допус-кается выдача лицензии без проведения проверки соответствия соискателя ли-цензии лицензионным требованиям.
Неединичны факты проведения внеплановых выездных проверок в отноше-нии субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с орга-нами прокуратуры, когда получение согласия прокурора обязательно.
Так, должностными лицами ГУ «Станция по борьбе с болезнями животных Медвенского района» при отсутствии оснований и без согласования с прокуро-ром была проведена внеплановая выездная проверка в ООО «МедвенкаАгро», по результатам которой незаконно привлечен к административной ответственности ветврач ООО «МедвенкаАгро» по ст. 10.6 КоАП РФ. По протесту прокурора Медвенского района указанное постановление судом отменено.
Прокурорами выявлены случаи передачи в безвозмездное пользование орга-ну государственного контроля (надзора) материальных ценностей от подкон-трольных хозяйствующих субъектов, что создает предпосылки для коррупцион-ных проявлений, нарушает принцип независимости и беспристрастности дея-тельности государственных контролирующих органов.
Государственными гражданскими служащими контролирующих органов не всегда соблюдаются установленные законом ограничения в части представления работодателю сведений о доходах и имуществе и обязательствах имущественного характера, нахождения на гражданской службе близких родственников и лиц, состоящих в свойстве, когда замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них дру-гому, допускается совмещение службы с предпринимательской деятельностью.
Всего по результатам проверки выявлено 647 нарушений законодательства, в целях устранения которых в органы власти, местного самоуправления и контро-лирующие органы внесено 56 представлений, принесено 144 протеста на неза-конные правовые акты, объявлено 3 предостережения о недопущении нарушений законодательства.