12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Надзор за исполнением налогового законодательства остается для органов прокуратуры одним из приоритетных направлений деятельности. Анализ состояния законности в сфере налоговых правоотношений в первом полугодии 2009 года показал, что в сложившихся финансово-экономических условиях налоговыми органами Курской области в целом обеспечено исполнение утвержденных бюджетных назначений федерального и областного бюджетов, а также доходов в государственные внебюджетные фонды.
Однако, органами местного самоуправления и налоговыми органами по- прежнему допускаются нарушения налогового законодательства.
Имеют место случаи принятия нормативных актов, регулирующих правоотношения в налоговой сфере, которые содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству.
Так, в нарушение ст. 13 НК РФ в решениях о бюджете на соответствующий год ряда муниципальных образований Обоянского и Пристенского районов были утверждены нормативы отчислений в бюджет поселения от налога на доходы физических лиц.
Допускаются факты незаконного введения не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов, нарушения порядка вступления в силу нормативных актов, отсутствие в нормативных актах всех необходимых элементов налогообложения, принятие нормативных актов при отсутствии на то полномочий (Солнцевский, Курский, Льговский, Железногорский, Советский районы).
В работе налоговых органов Касторенского, Горшеченского, Льговского, районов и города Курска имеют место нарушения законодательства при реализации предоставленных полномочий по обеспечению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также в части полноты, достоверности и своевременности внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Прокуратурой г. Курска и Курчатовской межрайпрокуратурой выявлены нарушения при проведении налоговыми органами проверок индивидуальных предпринимателей – плательщиков ЕНВД в части применения корректирующего коэффициента базовой доходности К 2.
Допускаются нарушения в связи с проведением сотрудниками налоговых органов контрольных закупок. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Должностные лица налоговой инспекции не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Вместе с тем, в ходе проверки Железногорским межрайпрокурором и прокурором Касторенского района установлено, что сотрудники межрайонных инспекций ФНС России № 3 и № 6 по Курской области при проведении проверок в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники осуществляли проверочные закупки. Результаты проверочной закупки использовались в качестве доказательства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, что признано незаконным Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление от 02.09.2008г. №3125/08).
Всего в первом полугодии 2009 года прокурорами выявлено 1281 нарушение налогового законодательства, в том числе 20 незаконных правовых актов, на которые принесены протесты, внесено 39 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам их рассмотрения 11 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 2 предостережения; по постановлению прокурора 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности. Направлено в суды 394 заявления о взыскании недоимок по налогам на сумму 561 тыс. рублей, из которых 348 рассмотрено и удовлетворено на сумму 550 тыс. рублей, остальные заявления находятся в стадии рассмотрения.