12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой Обоянского района проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в ходе которой выявлены нарушения закона.
Так, в прокуратуру района поступило обращение главы Рудавского сельсовета Обоянского района о согласовании проведения органом муниципального земельного контроля внеплановых выездных проверок землепользователей, имеющих торговые точки на территории муниципального образования, основанием которого явилось письмо из администрации Обоянского района с поручением проведения проверок всех землепользователей, имеющих торговые точки на территории поселения.
По результатам рассмотрения обращения прокурором района принято решение об отказе в согласовании проведения внеплановых выездных проверок.
В соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, проводится органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры.
Основанием для проведения такой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля информации о фактах возникновения угрозы причинения (или непосредственного причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей. В данном случае таких оснований не имелось.
Проверка должна проводиться на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля, в котором указываются необходимые сведения. Указанные нормативные акты главой муниципального образования не принимались.
Кроме того, в нарушение требований закона администрацией Обоянского района в органы местного самоуправления в лице сельских поселений направлены письма с поручением в месячный срок в рамках муниципального контроля провести проверки всех землепользователей, имеющих торговые точки на территории муниципального образования независимо от формы собственности, в целях обеспечения целевого использования земельных участков и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Вместе с тем, органы местного самоуправления сельских поселений не находятся в подчинении муниципальных районов, в связи с чем дача им указаний является незаконной и нарушает гарантированный Конституцией РФ принцип самостоятельности органов муниципальных образований.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района на имя главы Обоянского района внесено представление с требованием устранить отмеченные нарушения и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.