12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Надзор за исполнением законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров рассматривается прокуратурой области как одно из приоритетных направлений деятельности и осуществляется на постоянной основе.
По данным лечебно-профилактических учреждений Курской области по состоянию на 01.01.2009 на диспансерном учете состоят 1806 больных наркоманией (на 01.01.2008 – 1783), в том числе 4 несовершеннолетних (на 01.01.2008 – 31), профилактически наблюдаются 1232 потребителей наркотиков (на 01.01.2008 – 2012), в том числе 63 несовершеннолетних (на 01.01.2008 – 134).
Вышеназванные показатели свидетельствуют о снижении зарегистрированного количества потребителей наркотиков. По данным УВД по Курской области снизилось также и количество нарушений, выявляемых сотрудниками органов внутренних дел в сфере незаконного оборота, потребления наркотических, психотропных веществ или их аналогов.
Прокуратурой области продолжена работа по координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также контролирующих органов в целях профилактики наркомании.
С этой целью органами прокуратуры области в 2008 году и текущем году проведен ряд совещаний с участием представителей органов внутренних дел, УФСКН РФ по Курской области.
В ходе проведенных проверок прокурорами в истекшем году были выявлены нарушения в деятельности органов ФСКН области, которыми не в полном объеме исполнялись контрольные функции в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров. В частности, не везде должным образом осуществлялся учет объектов, подлежащих контролю; отсутствовал контроль за реальным исполнением внесенных предписаний. Межрайонными отделами УФСКН по Курской области проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не планировались и не проводились. В ряде случаев при наличии оснований к привлечению должностных лиц к административной ответственности, сотрудники контролирующего органа ограничивались внесением предписания.
Установлено, что в отдельных образовательных учреждениях, а также на автотранспортных предприятиях, предприятиях молочной и металлообрабатывающей промышленности, птицеводческих фермах, использующих прекурсоры, не соблюдались утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В результате выявленных нарушений прокурорами было внесено 25 представлений, 17 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 33 юридических лица наказаны по ст.6.15 КоАП РФ в административном порядке в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
При проведении проверок исполнения законодательства, регламентирующего легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлено, что не всеми медицинскими учреждениями соблюдаются Правила хранения наркотических средств, установленные приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ». Прокурорами выявлены случаи несоответствия записей в медицинских картах стационарных больных и листах записей назначений наркотических лекарственных средств. Кроме того, в отдельных медицинских учреждениях допускались нарушения порядка оформления трудовых отношений с работниками, имеющими допуск к работе с наркотическими средствами.
Не всегда соблюдаются требования законодательства, предъявляемые к технической укрепленности и защищенности помещений, в которых осуществляется хранение наркотических средств и психотропных веществ.
Прокурорами установлено, что в ряде аптечных учреждений рабочие места персонала, производящего операции с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также хранилища не оборудованы тревожной сигнализацией.
Проведенный анализ административной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ, показывает, что при выявлении правонарушений данной категории сотрудниками органов внутренних дел не всегда выясняются источники приобретения наркотических средств и устанавливаются места их употребления, а также владельцы помещений, в которых незаконно употреблялись наркотические средства.
При изучении дел об административных правонарушениях данной категории прокурорами выявлены факты неоднократного употребления наркотических средств в жилых помещениях лицами, которые там не зарегистрированы и не проживали. Несмотря на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ (организация или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ), органами внутренних дел при рассмотрении вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности указанным фактам надлежащая юридическая оценка не давалась.
Так, в 2008 году по материалам проверки прокуратуры Сеймского округа города Курска органом дознания было возбуждено три уголовных дела по ст.232 УК РФ.
Свою работу по надзору за соблюдением законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров прокуроры осуществляют в тесном взаимодействии с контролирующими органами.
Так, прокуратурой области с привлечением специалистов-экспертов Управления Росздравнадзора по Курской области и Комитета здравоохранения по Курской области была проведена проверка в аптечном пункте одного из индивидуальных предпринимателей, где выявлена реализация лекарственных средств «Коаксил» и «Залдиар» без рецептов. В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 №785 «О порядке отпуска лекарственных средств» не велся их предметно-количественный учет. При осуществлении фармацевтической деятельности имелись также иные нарушения условий, предусмотренных лицензией.
По данным Управления Росздравнадзора по Курской области препараты Коаксил (содержащий тианептин) и Залдиар (содержащий трамадол) относятся к антидепрессантам и используются наркозависимыми лицами. При злоупотреблении этим препаратами достаточно быстро развивается тяжелая психическая и физическая зависимость. Согласно информации ОГУЗ «Областная наркологическая больница» в Курской области отмечались случаи госпитализации больных с отравлением вышеназванными препаратами.
В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора Курской области в отношении указанного индивидуального предпринимателя вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Курской области виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 тыс. рублей.
Всего в 2008-2009 г.г. по результатам надзорной деятельности в сфере законодательства об обороте наркотических средств и психотропных веществ органами прокуратуры области выявлено 599 нарушений законов. В целях их устранения внесено 215 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 111 должностных лиц, принесено 6 протестов, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 33 юридических лица, объявлено 13 предостережений о недопустимости нарушения закона, по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.